Послание великому князю

Так как, государь, по подобию небесной власти, дал тебе небесный царь скипетр земного царства силы, чтобы ты научил людей правду хранить, и отринул от себя бесовские желания. Подобно тому, как кормчий бодрствует всегда, так и царский твой многоочитый ум твердо содержит правило доброго закона, иссушая крепко беззакония потоки, чтобы корабль всемирной жизни, т. е. всеблагого царствия твоего не потопили волны неправды. Отверзи, государь, царские твои уши в нищете страждущему, и тогда обрящешь Божий слух, тебе открытый, и Божиими ныне просветленными зарями богодарственная твоя слава царская в бесконечных веках прославится и заставит забыть обладающих высшим знанием. Подобно тому, как страшное и всевидящее око небесного царя сердца всех людей зрит и мысли их знает, так и царское твое остроумие больше всех имеет силу, прекрасно управляешь благим своим царством и страшен будешь из-за своего сана и власти царской, и запретишь обращаться ко злу, велишь обращаться только к благочестию. Солнце имеет свое дело: освещать лучами все творение, а царь имеет добродетели, чтобы творить милостыню нищим и обидимым. Светлее же всего того благоверный царь: солнце заходит, когда наступает ночь, царь же не позволяет злу овладеть собою, и светом истинным освещает тайные неправды. Поскольку он силою всех превыше, постолько и дела его подобает освещать. Потому и ты от Бога похвален будешь, и от добросмысленых строславен, и с венцом непобедимого твоего царствия имея венец, т. е. нищим милость. Риза это нестановящая ветхой одежда, милостыни — нетленное одеяние, потому хотящий •иметь любовь к нищему будет благоверно царствовать, таковыми одеяниями душу украшая и небесного царства будет сподоблен, благочестивое твое царство милостынями ограждено и молитвами утверждено непобедимо бывает против вражьего оружия.

Подобает же тебе, благочестивый царь, всякое тщание о благочестии иметь и подданных твоих от треволнения спасти, душевно и телесно, телесное же есть треволнение — воровство и разбой, хищение и неправда, и обиды, и прочие злые дела, которые телу вредят, а не душе.

Ты ведь,- державный царь, скипетр царствия принявший от Бога, соображай, как угодить давшему тебе власть: ведь не только о себе ответ дашь Господу, но и о других, которые творят зло, ты же слово отдай Богу, а другим — волю. Царь ведь естеством подобен людям, а властию — вышнему Богу. Но, если Бог хочет всех спасти, так и царь хочет спасти все подвластное ему, потому что Божью волю сотворив, примешь от Бога вечную, радость и воцаришься,с Ним во веки, радуясь».

Печатается по изданию: Послания Иосифа Волоцкого/ Подг. текстов А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 183—185. Пер, Ю. К. Бегунова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: