На концепции повлияли след. события середины 18 века:
- раскопки Геркуланума и Помпей;
- широкое развитие естественных наук, применение научной систематизации для памятников, которые стали представлять не только эстетический, но и познавательный интерес.
И. Винкельман – изучение античного искусства и архитектуры, предложение о связи развития искусства с развитием общества.
Конец 18 века – появление реставрации как вида деятельности, в основном, античных памятников. Реставрируют как здания памятников, так и руины.
Здания «поздней» архитектуры – романской и готической – достраиваются без каких-либо теоретических оснований, т.к. их ценность тогда еще не была ясна.
До 19 в. распространен метод подстановки – приходившие в ветхость здания сносились и заменялись новыми, повторявшими формы старых.
Затем, в ходе переоценки значимости архитектурного наследия приоритетными стали работы по инженерному укреплению отдельных частей здания (реставрация Колизея (арх. Стерн) и Арки Тита в Риме (арх. Валадье)) – эмпирический метод.
В середине 19 в. на волне романтизма возникает метод компиляции – вольной интерпретации архитектуры Средневековья, позже – этап стилизма, где в основу положено выяснение архитектурного стиля и использование аналогий; на его основе возник метод целостной «синтетической» реставрации на основе исследований, выявления структуры здания, рациональное и тщательное подражание архитектурным формам того или иного стиля (арх. Виолле-ле-Дюк).
Археологическая реставрация конца 19 в. – реставрировать нужно реальное здание, а не его «идеальный» образ.
32. Исторические аспекты сохранения архитектурного наследия конца 19 – начала 20 века в России
Реставраторы в России кон. 19 – нач. 20 века фокусировали внимание на сохранении отдельных выдающихся памятников, а не архитектурной среды, к чему они пришли позже, анализируя динамику развития архитектурных комплексов.
Дело в том, что древние соборы Киева, Владимира, Новгорода и т.п. часто перестраивались и достраивались, чему способствовала крестово-купольная структура храмов, т.е. происходила «реконструкция». Однако эти перестройки улучшали здание как в инженерном, так и в художественно-эстетическом плане, т.к. достройки производились целостно и гармонично, формируя архитектурный комплекс в духе своего времени.
Тем не менее, часто при таких реконструкциях просходили следующие разрушения:
- в 1410 году поврежден Георгиевский собор в Юрьеве-Польском;
- в конце 15 в. разрушился первый Успенский собор;
- в 1723 году обрушился каменный шатер Ново-Иерусалимского мон.
- после пожара 1737 года под руководством И. Мичурина восстанавливались Никольская башня Кремля и Собор Василия Блаженного.
Т.о., на протяжении всей истории русской архитектуры происходило становление реставрационных принципов.