В России в сер. 19 века было создано «русское археологическое общество», императорская археологическая комиссия и т.п.
В ранний период – «стилистические» реставрации, поверхностный уровень исследований
– арх. Я. Петров в 1843 году удалил по ошибке старинную пристройку Дмитриевского собора во Владимире и заменил белокаменную резьбу).
- арх. Рихтер (1858) – реставрация палат Романовых в Москве. Подробно исследовал памятник, использовал аналогии (не всегда удачно, смешал начало и конец 17 века), имеются стилизаторские имитации (бриллиантовый руст на нижнем этаже).
- арх. Артлебен (1875) – стилистическая реставрация «теремка» Печатного двора в Москве.
Далее было меньше стилизации, больше археологических исследований:
- Султанов (1890-е) – княжеские палаты в Угличе (основной объем – верно, крыльцо в русских формах – неверно)
- Павлинов (1890-е) – восстановление крепостных стен и башен в Коломне;
- Карабутов (1890-е) – реставрация Успенского собора во Владимире (фиксационные чертежи с дополнениями + хим. исследования растворов);
|
|
- Суслов (1890-е) – реставрация Софийского соб. в Новгороде (археологические иссл-я, зондажи – чисто археологическая реставрация);
- Покрышкин (1908) – реставрация церкви Спаса на Нередице.
Советское время – Сухов, Грабарь, Барановский и др.
Грабарь: в реставрации присутствует два момента: раскрытие и восстановление, причем раскрытие – деликатное и не затрагивающее ничего ценного.
Формируется строго научная и целостная реставрация.
Реставрационная наука и практика первых десятилетий Советской власти.
Первое – восстановление Кремля после революционных боев. Реставрирован собор Покрова на Рву (Сухов), стены и башни Китай-города (Виноградов, Казанский собор на Красной площади, Палаты Голицыных в Охотном ряду (Барановский), памятники Средней Азии (Засыпкин).
Характерно полное торжество археологической реставрации, скрупулезность и обоснованность работ, частично – фрагментарная реставрация.
Метод разверстовки кирпичной кладки по хвостам кирпичей – использован Барановским при воссоздании фасадной декорации палат Голицыных.
Организация ЦНРПМ, которую возглавил Грабарь: «Реставрация входит в понятие консервации, т.е. совокупности мер, направленных на улучшение условий сохранения памятника». Он предложил использовать материалы, тождественные материалам памятника.
Засыпкин – методика археологическо-архитектурной реставрации: фиксация, технологическое обследование, изучение конструкций, архитектурных форм, анализ полученного материала. Реставрация – синтез.