Московский метрополитен – объект культурного наследия

В московском метро 186 станций, на сегодня в том или ином виде признаны объектами культурного наследия сорок пять; двенадцать поставлены на охрану в качестве памятников регионального значения («Бауманская», «Чистые пруды», «Электрозаводская», «Маяковская», «Кропоткинская», «Красные ворота», «Семеновская», «Университет», «Новокузнецкая», «Автозаводская», «Партизанская» и «Павелецкая» Горьковско-Замоскворецкой линии), и еще тридцать три станции являются выявленными объектами культурного наследия.

Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года.

Такие станции, как «Маяковская», «Кропоткинская», «Красные ворота» в свое время удостоились различных наград на всевозможных международных конкурсах за свое оформление и вошли во многие справочники как выдающиеся произведения сталинского ампира.

При проектировании линий московской подземной железной дороги за образец принималась модель Лондонского метро с платформой в центре зала, между путями, но по указанию Сталина московское метро должно было отличаться от западного своим роскошным «имперским» стилем, под землей возводились настоящие дворцы. Над обликом московского метро трудились лучшие архитекторы и художники того времени. В результате каждая станция, построенная в 30-е годы, стала произведением искусства.

Например, «Кропоткинская» восхищает своей строгой простотой и в то же время изяществом. Подземное пространство станции по замыслу архитектора Алексея Душкина напоминает знаменитый древнеегипетский храм Амона в Карнаке с колоннами, подобными цветку Лотоса. Говорят, что когда один из членов Политбюро Л. Каганович, отвечавший за строительство метро, узнал об этом сходстве, он был крайне возмущен. Однако Душкин успокоил его: «У них дворцы для фараонов, а у нас - для народа!». Проект «Кропоткинской» был удостоен Государственной премии СССР в 1941 и "Гран-При" на Брюссельской выставке в 1958 году. В настоящее время станция охраняется "ЮНЕСКО".

Станция «Комсомольская-кольцевая» - признанный шедевр мирового метростроения. Главным архитектором «Кольцевой» был академик Щусев (автор Мавзолея). В оформлении этой станции он использовал элементы классицизма, ампира, московского барокко. Белые своды путевых тоннелей украшены лепниной без каких-либо цветовых излишеств, таким образом, внимание пассажиров сосредотачивается на центральном своде. По его продольной оси расположено 8 гигантских мозаичных панно. «Комсомольская» была первой станцией, при оформлении которой использовалась техника античной и византийской мозаики: панно составлялись не только из кусочков разноцветного стекла - смальты, но и из маленьких гранитных и мраморных камешков. Все панно обрамлены лепными орнаментами, стилизованными в духе русской православной архитектуры.

Станция «Маяковская» - вторая после «Кропоткинской» станция, созданная архитектором Алексеем Душкиным и также признанная памятником архитектуры мирового значения. Здесь, впервые вместо массивных пилонов, держащих свод, были использованы тонкие и хрупкие на вид колонны. Это был чрезвычайно смелый по тем временам архитектурный замысел. В результате «Маяковская» стала первой в мире станцией глубокого заложения с колоннами.

С имперским стилем покончил пришедший на смену Сталину Никита Хрущев, который развернул борьбу за экономию. Именно тогда появились типовые станции с невыразительной архитектурой. Но времена меняются. Строятся новые станции и на их оформление не жалеют денег. Примером тому служат мозаики второго вестибюля «Маяковской» и недавно открытая станция «Славянский бульвар».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: