Правомерного поведения и его виды

Правомерное поведение — общественно полезное правовое поведение лица (действие или бездействие), которое соответствует предписаниям юридических норм и охраняется государством.

Человек действует правомерно, если он точно соблюдает правовые предписания. Это формально-юридический критерий поведения. Нередко правомерное поведение трактуется как поведение, не нарушающее норм права. Однако такая трактовка не вполне точно отражает содержание данного явления, ибо поведение, не противоречащее правовым предписаниям, может осуществляться вне сферы правового регулирования, не быть правовым.

Правомерное поведение обычно социально полезно. Это действия, адекватные образу жизни, полезные (желательные), а порой и необходимые для нормального функционирования общества. Положительную роль оно играет и для личности, ибо благодаря ему обеспечивается свобода, защищаются законные интересы.

Мотивы (побуждение к действию), которые лежат в основе правомерных поступков, весьма неоднородны. Ими могут быть и понимание общественного долга, и подчинение личного интереса общественному, и патриотические и интернациональные побуждения, и забота о близких и др. Но в то же время правомерные поступки могут совершаться под угрозой ответственности, из страха перед наказанием, из эгоистических стремлений, карьеристских соображений и т.п.

В зависимости от отношения субъекта права к своему поведению, его мотивации различают следующие виды правомерных действий: - социально активное правомерное поведение; - законопослушное поведение;

- пассивное правомерное поведение; - маргинальное поведение.

84. Понятие правопорядка и пути его совершенствования. Соотношения законности и правопорядка ( Понятие общественного порядка и правопорядка.)

Правопорядок – это устойчивая и согласованная связь правоотношений, которая основывается на законности. Правопорядок предполагает правомерное поведение субъектов. По своей сути правопорядок – это реализованная законность, так как правовая упорядоченность общественных отношений полагает повсеместную реализацию правовых норм. Правопорядок, можно сказать, является результатом законности.
К особенностям правопорядка относят следующее:
1) он строго запланирован в нормах права;
2) правопорядок обеспечивается государством;
3) правопорядок возникает в результате реализации норм права;
4) он делает человека более свободным, организует общественные отношения, значительно облегчает жизнь.
Соотношение законности и правопорядка заключается в следующем:

Законность определяется как требование неуклонного соблюдения правовых норм всеми гражданами, должностными лицами, гос органами, общественными организациями. Правопорядок определяется как итог, результат законности. И законность, и правопорядок характеризуют состояние общества, отношения между личностью и государством.

Укрепление правопорядка в обществе не может произойти без осуществления законности в работе самого гос. аппарата, без устранения коррупции. Основным условием укрепления законности и правопорядка будет служить всестороннее развитие демократических начал во всех сферах общественной жизни.

85. Понятие, признаки и виды государственно-политических режимов

Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность средств, а также способов реализации государственной власти, которые проявляют ее характер и содержание.

Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими.

той или иной разновидности государственно-политического режима:

Антидемократические режимы - характеризуются следующими признаками:

• полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строением;

• ему свойственно огосударствление всех общественных организаций;

• личность фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях;

• установлено главенство государства над правом, т.е. государство формирует право, защищающее интересы режима, что нарушает собственно права человека, его естественные права, что является следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни;

• всеохватывающая милитаризация общественной жизни;

• игнорируются интересы государственных образований, особенно национальных меньшинств;

Существуют следующие виды антидемократического режима:

- авторитарный – политический режим, при котором осуществление государственной власти связано с одним лицом, его произволом, не учитывается мнение большинства населения государства;

- переходный и чрезвычайный – политические режимы, которые характеризуются временным характером и формируются в результате политического переворота или революции, при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному существованию государства и безопасности граждан;

В свою очередь авторитарный политический режим делится на:

- деспотический – режим, при котором глава государства (деспот), хотя и приходит к власти законными путями, но реализуемая им власть имеет поработительный для близкого окружения характер;

- тиранический – режим, при котором глава государства (тиран) приходит к власти путем её захвата, после чего его жестокость, произвол падает на всё население страны;

- тоталитарный – политический режим, при котором в централизованном едином государстве действует одна официальная идеология, которая значительно ограничивает демократические права и свободы населения. Органы государственной власти при этом формируются правящей партией во главе с лидером, который организует контроль во всех областях общественной жизни;

- конституционно-авторитарный - режим, при котором ущемление демократических прав и свобод населения законодательно закрепляется в основном законе государства, в конституции, лишь формально провозглашающей права и свободы.

Демократический режим складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами существования власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищённость её прав, интересов.

Демократический режим выражается в том, что:

• предоставляет свободу личности в экономической сфере, которая составляет основу материального благополучия общества;

• реальная гарантированность прав и свобод граждан, их возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в культурных, научных и других общественных организациях, митингах, забастовках;

• создаётся эффективная система прямого воздействия населения страны на характер государственной власти: участие в выборах, референдумах и т.п.;

• личность защищена от произвола, беззакония, так как её права находятся под постоянной охраной правосудия;

• власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства. Государство удовлетворяет потребности любых групп людей, независимо от их пола, положения, религии и т.д.;

• базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества.

86. Понятие, признаки и структура нормы права

Норма права - это установленное или санкционированное государством, обеспеченное государственной защитой, общеобязательное, формально-определенное правило общего характера, выступающее всеобщим регулятором социальных взаимодействий.

Правовые нормы имеют следующие признаки:

- Регулирование поведения. Нормы права регулируют поведение людей, деятельность организаций, представляют собой правила поведения.

- Общий характер. Нормы представляют собой абстрактные модели правомерного поведения.

- Определённость. Нормы права излагаются сжатым, чётким, недвусмысленным юридическим языком. Точность, определённость содержания обеспечивает единообразие толкования и реализации правовых норм.

- Общеобязательность. Они обязательны для всех, кому адресованы.

- Государственно-волевой характер. Нормы права формулируются, санкционируются, устанавливаются уполномоченными органами государственной власти.

- Государственно-обеспеченный характер. В случае нарушения правовых норм государство вправе прибегать к различным мерам принуждения.

- Формальный характер. Нормы права, как правило, фиксируются в определённых юридических актах и чётко закрепляют права, обязанности и запреты.

- Системность. Нормы права взаимосвязаны и не противоречат друг другу.

Структура нормы — это её внутреннее строение, складывающееся из элементов, связанных между собой. Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза (если…) - указывает на адресата нормы (субъектов регулируемых отношений) и условия, при которых норма подлежит применению (юридические факты).

Диспозиция (то…) - содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.

Санкция (иначе…) - указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).

87. Понятие, признаки и юридический состав правонарушения. Виды правонарушений

Правонарушение — общественно опасное или вредное неправомерное (противоправное) виновное деяние (действие или бездействие) деликтоспособного лица, влекущее юридическую ответственность.

Правонарушение характеризуется такими признаками:

1. Выражается в поведении человека - действии или бездействии.

2. Имеет противоправный, неправомерный характер;

3. Правонарушением признаётся только виновное поведение субъектов права. Вина — это психическое отношение лица к своему деянию и его последствиям.

4. Является общественно вредным или общественно опасным;

5. Является наказуемым - правонарушение влечёт за собой применение к нарушителю мер государственного воздействия.

6. Имеет сознательно-волевой характер, зависит от воли и сознания участников, осуществляется ими осознанно и добровольно.

Состав правонарушения - это система признаков противоправного поведения, необходимых и достаточных для привлечения к юридической ответственности. Состав правонарушения: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона:

- Субъекты правонарушения - физические и юридические лица.

- Субъективная сторона правонарушения — совокупность признаков, характеризующих субъективное (психическое) отношение лица к совершенному им противоправному деянию и его негативным последствиям, а именно — вина, мотив, цель правонарушения.

- Объект правонарушения - общественные отношения, регулируемые и охраняемые нормами права, нарушенное материальное или нематериальное благо.

- Объективная сторона правонарушения — совокупность внешних признаков, характеризующих данное правонарушение: противоправное деяние; наступивший вредный результат; причинно-следственная связь между деянием и вредным результатом.

Виды правонарушений различаются между собой по степени общественной опасности, по объектам посягательства, по субъектам, по распространённости, по признакам объективной и субъективной стороны.

Виды правонарушений но степени общественной опасности:

- Проступок - действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью. Дисциплинарные проступки совершаются в сфере служебных отношений. Административные проступки посягают на общественный порядок и отношения в области исполнительной и распорядительной деятельности органов государства. Гражданские проступки совершаются в сфере имущественных и неимущественных отношений.

- Преступления отличаются от проступков повышенной степенью общественной опасности. Они посягают на основы государственного строя, собственность, личность и влекут за собой применение мер уголовного наказания.

88. Понятие системы права, её черты и основные компоненты

Система права — это обусловленное объективными факторами внутреннее строение права, характеризующееся согласованностью, взаимообусловленностью и взаимодействием правовых норм, объединённых по соответствующим основаниям в обособленные группы (правовые общности).

Система права является абстрактной категорией, поэтому исследование «правоустройства» носит условный характер. На понимание системы права оказывают существенное влияние тип правопонимания, а также специфика правовой системы.

Система права выполняет определённые функции.

1. С её помощью формируются устойчивые связи между элементами права — нормами, институтами, отраслями. Эти связи могут быть: причинно-следственными (когда одни нормы и институты прямо предусматривают принятие и существование других), функциональными (когда то или иное субъективное право или обязанность реализуются через взаимодействие нескольких норм либо институтов), внешними (когда определённые нормы образуют единый институт с нормами морали, обычаев и т. д.), внутренними, «обслуживающими» вертикальные (отрасль, подотрасль, правовой институт) и горизонтальные (между отраслями) структуры права. Внутренние системные связи права обеспечивают его единство и непротиворечивость.

2. Система права служит средством накопления социальной информации, исходящей, как от законодателя, так и иных нормативных систем. Поступающая информация (новые нормы) как бы сортируется и «хранится» в строго определённых местах системы права - в рамках соответствующего института и отрасли права. В этом смысле система права служит своеобразной внутренней «картой» права, пользуясь которой правоприменитель (либо иное заинтересованное лицо) может легко отыскать нужную ему норму.

3. Система права обеспечивает совокупный регулятивный эффект от реализации многочисленных правовых норм. Его суть в том, что право оказывает воздействие на поведение людей, как на уровне отдельных норм, так и в большей степени как целостное образование. Именно благодаря системному действию достигается главный результат правового регулирования — упорядочение не только отдельных ситуаций, но и целого вида (системы) общеценных отношений.

4. Система права позволяет сохранять стабильность правового регулирования при различного рода преобразованиях права. Правовые реформы, планируемые как изменения в содержании норм, осуществляются тем не менее сообразно схеме, заданной объективным, неподвластным законодателю строением права. Более того, жизнеспособность нового во многом зависит от его совместимости с уже сложившейся структурой права.

5. Система права служит определённым механизмом преемственности правового прогресса, сохраняя для новых поколений выработанные многовековой практикой юридические феномены: нормы, институты, отрасли, которые становятся своеобразными «накоплениями» ценностей правовой культуры.

В качестве основных структурных элементов права выделяют отрасли права, подотрасли права, институты права и правовые нормы.

Отрасль права — это наиболее крупная, обособленная совокупность юридических норм, регулирующих качественно однородные группы общественных отношений. В рамках наиболее крупных отраслей выделяют обособленные группы норм, образующих правовые подотрасли (Гражданское, уголовное право).

Подотрасль права — обособленная в рамках отрасли совокупность юридических норм, регулирующих крупный, относительно самостоятельный блок общественных отношений, объединяемых по признаку видового сходства (в гражданском праве в качестве подотраслей выступают авторское, жилищное, наследственное право; в конституционном праве — избирательное, муниципальное право).

Наряду с отраслями и подотраслями права в систему права входят также институты права. Причем, если подотрасль не является обязательным элементом структуры отрасли права, то правовой институт — неизменная составляющая любой отрасли.

Институт права — это сравнительно небольшая устойчивая группа правовых норм, регулирующих определённую разновидность общественных отношений, которые представляют лишь отдельную сторону предмета регулирования отрасли.

В отличие от отраслей и подотраслей права, характеризуемых определённой степенью самостоятельности, нормы, включаемые в правовые институты, не обладают возможностью самостоятельного регулятивно-охранительного воздействия на общественные отношения. Некоторые правовые институты состоят из субинститутов, т.е. являются сложными. Субинституты представляют собой группы норм права в рамках одного правового института, выражающих некоторые особенности правового регулирования отдельных видов общественных отношений (например, субинститутами являются: розничная купля-продажа в институте купли-продажи в гражданском праве, назначение наказания несовершеннолетним в институте назначения наказаний в уголовном праве, охрана труда женщин в институте охраны труда в трудовом праве и др.).

Первичным элементом системы права, как уже отмечалось, является юридическая норма — унифицированный стандарт поведенческого либо специализированного характера, устанавливаемый от имени государства, обеспечиваемый системой государственных гарантий и санкций.

89. Понятие, содержание и классификация функций государства

Функцией государства считают направление его деятельности по решению вставших перед ним задач. Функции – это то, чем занимается государство. В функциях определяется сущность государства, его социальное назначение, направления, в которых государство осуществляет управление обществом.
Функции Российского государства – это характер и направленность государственной деятельности, которая имеет решающее влияние на всю структуру государственного аппарата. В результате исходным, ключевым подходом к изучению государства необходимо считать такой, который исследует его с точки зрения направлений деятельности. Изменения в функциях государства ведут к изменениям в целом в структуре государственного аппарата.
Многообразные функции Российского государства можно классифицировать по разным основаниям:

1) по длительности осуществления ими той или другой деятельности, функции государства можно разделить на постоянные (которые государство реализует в течение всего развития) и временные (носят краткосрочный характер, перестают действовать после решения конкретной задачи);
2) по значимостиосновные и вспомогательные. С помощью первых реализуются наиболее важные направления государства, исполнение основных стратегических целей и задач;
3) по направленности государственной деятельностиобщесоциальные и классовые;
4) в зависимости от сферы государственной деятельностивнутренние и внешние.
В современной юридической литературе распространена единая классификация функций государства вне зависимости от его типа и сферы деятельности:
1) экономическая функция — направленная на обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в частности через организацию общественных работ, охрану существующих форм собственности, планирование производства, организацию внешнеэкономических связей и др.;
2) политическая функция — связана с обеспечением государственной и общественной безопасности, национального и социального согласия, сдерживание сопротивления противоборствующих социальных сил, охраной суверенитета государства от внешних посягательств и т. д.;
3) социальная функция — согласно ей государство осуществляет охрану прав и свобод населения или определенной его части, осуществляет меры по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию достойного уровня жизни населения, соблюдению необходимых условий труда и т. п.;
4) идеологическая функция — поддержка определенной идеологии, организация образования, поддержание науки, культуры и др.

90. Право граждан на информацию, его содержание, пределы и формы защиты

В соответствии с частью 3 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Свободно получать информацию – значит, иметь открытый доступ к сведениям, представляющим значение для реализации прав и свобод человека и гражданина (информация о наличии вакантных рабочих мест, о состоянии окружающей природной среды, о расписании движения маршрутных транспортных средств и т.д.).

Однако это право не безусловно – оно реализуется «законным способом», то есть в тех пределах, которые очерчены действующим законодательством. Установление таких пределов на основании федерального закона самой Конституцией Российской Федерации прямо связывается с необходимостью защиты прав и законных интересов других лиц, защиты нравственности, здоровья, безопасности государства (статья 55).

Поэтому порядок реализации права граждан на информацию раскрывается в специальных федеральных законах, среди которых два нормативных правовых акта – Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «О персональных данных» - имеют основополагающее значение.

В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» вся информация по критерию её доступности подразделяется на две категории – открытого доступа (общедоступная) и ограниченного доступа, для получения которой существуют те или иные условия и ограничения.

Информация открытого доступ а - К общедоступной относится общеизвестная и иная информация, доступ к которой не ограничен

Информация ограниченного доступа. - Важное требование к обладателям информации ограниченного доступа, которым она стала известна в связи с исполнением должностных обязанностей – соблюдение конфиденциальности такой информации.

Особой категорией охраняемой законом информации являются персональные данные – любая информация, относящаяся к определённому гражданину, в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы и другая.

Также не допускаются любые действия по обработке персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных и философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни (статья 10 Федерального закона «О персональных данных»). Исключение из этого правила закон устанавливает, в частности, для целей отправления правосудия, оказания медицинской помощи, безопасности, оперативно-розыскной деятельности.

Наконец, в ряде случаев закон устанавливает запрет на распространение информации – так, статьей 10 Федерального закона «Об информации…» установлен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти или вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

91. Право и государство, их соотношение и взаимосвязь

Право представляет собой систему общеобязательных, формально закрепленных нормативных актов, предписаний и правил, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы всего общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляя личности субъективные права, а также возлагая на неё обязанности.

Государство - это суверенная политико-территориальная организация публичной власти определенных социальных сил (классов, групп, всего народа), обладающая аппаратом управления и принуждения, делающая свои веления общеобязательными и решающая как классовые, так и общесоциальные задачи.

Право находится в тесном взаимодействии с государством. Они существуют и функционируют в неразрывном единстве.

Все важные решения в государстве осуществляются посредством права, которое объединяет самые важные политические интересы, а также является действенным инструментом их полного достижения.

Соотношение права и государства проявляется:

1) в единстве права и государства. Оно проявляется в том, что и право, и государство являются инструментами социальной регуляции, в результате имеют общую типологию, происхождение, одинаково связаны с экономическими, духовными, культурными и иными сторонами жизни общества, дополняя друг друга при выполнении своего социального назначения;

2) различии государства и права, которое осуществляется в различных социальных предназначениях, структуре и содержании, форме государства и права. Это происходит по той причине, что роль государства в обществе – устанавливать и обеспечивать определенный порядок, а роль права – создавать для реализации данного порядка юридический механизм;

3) взаимодействии государства и права. Взаимодействие государства и права проявляется в наличии разнообразных форм влияния государства и права друг на друга. Право формируется, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется государство, а именно его внутренняя организация, форма, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства;

4) противоречии государства и права, которое возникает в случаях выхода государственной власти из-под контроля общества, стремлении права ограничить власть государства, предотвращая произвол государства.

Выделяют модели взаимоотношений права и государства: тоталитарная; либеральная; прагматическая.

92. Правовая культура: понятие, содержание, функции. Значение правовой культуры

Правовая культура – уровень развития правосознания в обществе, соблюдения правовых норм каждым членом общества, гарантированность прав и свобод человека в социуме.

Выделяют следующие виды правовой культуры:

1) правовая культура общества – это доля общей культуры, которая передаёт степень правового сознания и правовой активности общества;

2) правовая культура личности – это культура отдельного члена общества;

3) правовая культура социальной группы – это специфичная культура для таких социальных групп, как профессиональная группа, молодежь и т. д.

Правовая культура личности состоит из следующих элементов:

1) знание, а вместе с этим и понимание права;

2) отношение человека к праву, т. е. привычка, проявляющаяся в законопослушном и правомерном поведении человека;

3) уровень правового поведения – юридически значимого поведения, которое может проявляться в наличии у человека умений эффективного использования средств права с целью осуществления субъективных прав и свобод или для достижения своих личных целей;

4) правовая психология;

5) правовая идеология.

Правовая культура выполняет следующие функции:

1) познавательно-преобразовательную, которую связывают с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества;

2) праворегулятивную, которая направлена на реализацию эффективного и устойчивого функционирования элементов правовой системы и всего общества;

3) ценностно-нормативную, которая проявляется в различных, имеющих ценностное значение фактах жизни, которые отображаются в поступках и сознании людей;

4) правосоциализаторская, через которую правовая культура выражается в формировании правовых качеств личности, а также организации самовоспитания и правового обучения, юридической помощи населению;

5) коммуникативная, реализуемая через общение граждан в юридической сфере.

Правовая культура связана с правовой активностью и имеет большое значение для построения правового государства. Правовая культура становится фундаментом правовой активности граждан. Она представляет собой высокий уровень юридического мышления и высокое качество всей юридической деятельности. Сформированная правовая культура способствует правомерному и социально активному поведению.

93. Правовая система России как самостоятельный тип правовой цивилизации

Древнейшие источники русского права - обычаи славянских племён. При возникновении княжеств обычаи превращались в обычное право. Дальнейшее развитие русской правовой идеи выразилось в движении к созданию единой государственности. На смену вечевым собраниям приходят земские соборы. Основным источником права делаются законодательства. 18 век завершил самостоятельные этапы развития русского права. При Петре I идёт активный "экспорт" европейской правовой культуры, который насаждается "сверху", самим государством. После эпохи Петра и далее продолжается массированное проникновение различных европейских институтов в русскую жизнь - от бытовых до государственно-правовых. Поэтому, правовая система России сейчас выступает как сложное, противоречивое сочетание божественного смысла, человеческого поведения и искусственной, подчас коньюктурной маски, надеваемой на русский правовой феномен политической властью или господствующей идеологической системой.

Современная российская правовая система входит в романо-германскую правовую семью, вновь возвратившись в неё после более чем семи десятилетий господства социалистического права. Начиная с середины 1980-х гг. вместе с развитием демократических реформ в Советском Союзе начинается его быстрая трансформация, отход от прежних жёстких принципов. С началом деятельности Верховного Совета РСФСР созыва 1990 г. начинается развитие собственно российской правовой системы. В 1990-1991 гг. российскими законодателями были провозглашены равенство форм собственности, свобода предпринимательства, примат международно признанных прав человека, на доктринальном уровне восстановлено деление права на публичное и частное. Россия начала движение по пути формирования правового, демократического, социального государства, общенародного по своей сущности. Таким образом, современная российская правовая система продолжает традиции романо-германской правовой семьи, заложенные ещё в дореволюционный период и сохранённые отчасти и в советский период.

Источниками права в России являются законы и подзаконные акты, международные договоры и соглашения Российской Федерации, внутригосударственные нормативные договоры, акты органов конституционного контроля и признаваемые российским правом обычаи.

94. Правовое и социальное государства в их соотношении

Характеризуя правовое государство, следует иметь в виду, что, несмотря на специфические особенности данного института, оно остаётся государством, что означает следующее. Правовое государство не отождествляется с обществом, не растворяется в нём или в системе других политических институтов. Этот тип государства обладает всеми признаками и чертами государства вообще. Назовём основополагающие признаки государства, в том числе и правового:

- обладает публичной властью;

- имеет специальный аппарат управления и принуждения;

- располагает разветвленной системой юридических средств: издание нормативных правовых актов, обеспечение их реализации путем воспитания, поощрения, убеждения и принуждения;

- обладает суверенитетом, т.е. верховенством государственной власти по отношению ко всем гражданам и их организациям как внутри страны, так и за ее пределами.

Социальное государство - сущностью этого типа государства является соединение всех социальных групп населения, наций и народностей в единое целое, объединённое в понятие «гражданское общество». Основной целью социального государства является обеспечение защиты и обслуживание интересов всего общества в целом, а не определённой его части. Такое государство построено на признании прав, свобод и законных интересов человека в качестве высшей ценности. Социальное государство проявляет повышенную заботу о социально незащищённых категориях граждан: детях, инвалидах, престарелых. В их интересах устанавливаются государственные пособия, пенсии, субсидии, дотации. Часть населения любой страны не участвует в рыночных отношениях. В их интересах государство вмешивается в рыночные отношения, перераспределяя доходы наиболее состоятельных категорий населения к менее состоятельным гражданам и изымая средства на пополнение государственного бюджета. Современное социальное государство - это институт, направленный на организацию достойной жизни и развития всего общества в целом, защиту прав, свобод и интересов всех его граждан и народов, орудие решения споров и конфликтов как внутри страны, так и за её пределами. Социальным может стать только уже правовое государство, т.е. такое, в котором механизмы господства и права уже достаточно развиты.

95. Правовой институт: понятие и виды

Институт права – это совокупность сгруппированных правовых норм в единый блок, который находится в отрасли права и регулирует разновидность общественных отношений, входящих в предмет урегулирования этой отрасли права. Это сравнительно небольшая устойчивая группа правовых норм, регулирующих определённую разновидность общественных отношений, которые представляют лишь отдельную сторону предмета регулирования отрасли.

В отличие от отраслей и подотраслей права, характеризуемых определённой степенью самостоятельности, нормы, включаемые в правовые институты, не обладают возможностью самостоятельного регулятивно-охранительного воздействия на общественные отношения. Некоторые правовые институты состоят из субинститутов, т.е. являются сложными. Субинституты представляют собой группы норм права в рамках одного правового института, выражающих некоторые особенности правового регулирования отдельных видов общественных отношений (например, субинститутами являются: розничная купля-продажа в институте купли-продажи в гражданском праве, назначение наказания несовершеннолетним в институте назначения наказаний в уголовном праве, охрана труда женщин в институте охраны труда в трудовом праве и др.).

Виды правовых институтов. По отраслям:

- гражданско-правовые,

- уголовно-правовые,

- конституционно-правовые,

- административно-правовые.

По функциям:

Регулятивные: институт гражданства, брака, президентства и т.д.

Охранительные: институт обеспечения иска, институт мер пресечения.

96. Правовой нигилизм и правовой идеализм и пути их преодоления в современных условиях

Правовой нигилизм – это дефект правосознания, который заключается в отрицательном отношении к праву, законам и правовым формам организации общественных отношений. Правовой нигилизм как социальное явление имеет различные формы проявления: от равнодушного, безразличного отношения к роли и значению права через скептическое отношение к его потенциальным возможностям до полного неверия в право и явно негативного отношения к нему.

Преодоление правового нигилизма весьма сложный и длительный процесс. Основные пути преодоления правового нигилизма: повышение уровня общей и правовой культуры; их правосознания; предупреждение правонарушений, в первую очередь преступности; совершенствование законодательства; массовое правовое просвещение; правовое воспитание; укрепление законности, правопорядка, государственной дисциплины; уважительное отношение к личности человека, обеспечение его прав и свобод; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; правовая реформа и другое.

Правовой идеализм - гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценка роли права и его возможностей, убеждённость, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы. Преодоление правового идеализма - повышение уровня правовой культуры.

97. Правовой обычай как источник права. Обычное право

Правовым обычаем называется санкционированное государством правило поведения, которое ранее сложилось в результате длительного повторения людьми определённых действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма.

Обычное право представляет собой одно из древнейших явлений в истории человечества. Причём проблемы возникновения, формирования и развития обычного права носят многоплановый характер, поскольку его нормы являются элементами национальной культуры. Изучение обычаев, их соотношения с другими источниками права важно для понимания исторического процесса возникновения права, а также преемственности в развитии правовых норм. В правовой науке обычное право изучалось и изучается в историческом аспекте и в плане сравнения обычной нормы с другими социальными нормами.

Обычаи (обычные нормы) признаются источниками права не во всех государствах, и лишь в ограниченном круге правовых отношений.

Особая роль обычного права отмечается в недифференцированных правовых системах, где правовой обычай, доктрина и закон нередко конкурируют между собой. Однако обнаруживается тенденция к закреплению государством разделения сфер влияния (регулирования), нормирования общественных отношений со стороны указанных источников права. Особенно велика значимость обычно-правовых норм в национальных правовых системах Африки и Мадагаскара.

В развитых правовых системах правовой обычай выступает в качестве дополнительного источника права, когда норма правового обычая восполняет пробел, образовавшийся в результате не урегулированности того или иного условия в договоре или пробелы законодательства. Значительную роль правовой обычай играет в международном праве.

98. Правоотношения: понятие, основные черты и виды ( Понятие, признаки и виды правоотношений)

Правоотношение - это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством.

Существуют характерные признаки правоотношений:

1. Правоотношение представляет собой такую форму фактического общественного отношения, которая складывается на основе правовых норм.

2. Участники правоотношений наделяются взаимными юридическими правами и обязанностями.

3. Правоотношения имеют, сознательно волевой характер;

4. Правоотношения гарантируются государством и охраняются его принудительной силой.

Виды правоотношений по функциям права:

- регулятивные - возникают из фактов правомерного поведения субъекта, которое соответствует нормам права (большинство гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений)

- охранительные - возникают из фактов неправомерного поведения субъекта, которое требует определённой реакции государства (уголовные, административные правоотношения)

По характеру обязанности:

- активного типа - обязанность совершить определённые действия в пользу другой стороны,

- пассивного типа - обязанность воздержаться от нежелательных для другой стороны действий.

По отраслям права:

- конституционно-правовые (отношения гражданства);

- административно-правовые (отношения по взиманию и уплате налога);

- гражданско-правовые (отношения купли-продажи вещи или ценных бумаг);

- трудовые (отношения по трудовому договору) и др.

По субъектам:

• между субъектами федерации (в федеративном государстве);

• между гражданами государства;

• между гражданином и государством;

• между юридическими лицом — субъектом частного права и государственным органом;

• между государственными органами;

• между органом государства и служебными лицами, в рамках которого они обязаны выполнять распоряжения руководителя данного органа, и др.

По количеству субъектов:

- простые — не разделённые на составные части (как правило, между двумя субъектами);

- сложные — включающие в себя систему самостоятельных правоотношений (как правило, между тремя и более субъектами).

По распределению прав и обязанностей между субъектами:

- односторонние — каждая из сторон имеет либо права, либо обязанности (договор дарения, договор займа);

- двусторонние — каждая из сторон имеет как права, так и обязанности (договор купли-продажи).

По волеизъявлению сторон:

- договорные — изъявляется воля как управомоченной, так и обязанной сторон. Имеют место, главным образом, в сфере частного права (горизонтальные правоотношения);

- управленческие — достаточно изъявления воли только управомоченной стороны. Имеют место, главным образом, в сфере публичного права (вертикальные правоотношения).

- комплексные правоотношения — в предпринимательском праве, где сочетаются начала публичного и частного права (горизонтально-вертикальные правоотношения).

Виды правоотношений по сроку действия: кратковременные, долговременные.

99. Правоприменение как особый вид реализации юридических предписаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: