Классификация правосознания и его виды. По степени общности правосознание подразделяется

По степени общности правосознание подразделяется:

Массовое - это когда определенные правовые взгляды, идеи, представления получают достаточно широкое распространение и становятся как бы господствующими (преобладающими) в обществе.

Групповое отражает правосознание определённых социальных слоёв населения.

Индивидуальное правосознание представляет собой суждения о праве, отношение к праву личности.

По уровню отражения правосознание делится на научное, профессиональное и обыденное.

Профессиональное правосознание - это правовое сознание юристов, которое складывается в ходе специальной подготовки и в процессе осуществления практической юридической деятельности. Включает в себя программные юридические знания и предметно-деловое отношение к праву, которое проявляется в умении грамотно применять правовые нормы и качественно использовать правовые знания.

101. Правосубъектность

Правосубъектность — юридическая категория, под которой понимается способность физического или юридического лица иметь и осуществлять непосредственно или через своих представителей юридические права и обязанности, то есть выступать субъектом правоотношений. В составе правосубъектности различают правоспособность и дееспособность.

Правоспособность — это обусловленная правом способность лица иметь субъективные юридические права и обязанности, то есть быть участником правоотношения. Правоспособностью лицо наделено с рождения.

Дееспособность — это обусловленная правом способность своими собственными действиями приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их. Элементом дееспособности является деликтоспособность, которая представляет собой способность лица нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения (деликты). Частичная дееспособность наступает с 16 лет, полная с 18 лет, либо с момента вступления в брак лицами, не достигшими 18 лет.

102. Правотворчество: понятие, принципы, виды

Одним из важных направлений государственно-властной деятельности является правотворчество, являющееся ведущим звеном механизма правового регулирования общественных отношений.

В узком смысле правотворчество является непосредственным процессом создания правовых норм уполномоченными соответствующими органами, а в широком - процесс правотворчества включает всё от правотворческого замысла до практической реализации юридической нормы – подготовка, принятие, опубликование и т. д. Структура правотворческого процесса состоит из двух частей.

1. Объединяет организационные аспекты, не связанные с юридически значимыми действиями (подготовка проекта нормативного акта, его обсуждение.

2. Основывается на правовых началах, отправной точкой которых является решение о подготовке проекта нормативного акта.

Принципы:

1) демократизм и гласность правотворчества связаны с процедурой разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом;

2) профессионализм связан с качеством правотворчества, эффективностью механизма принятия государственных решений, привлечением компетентных специалистов;

3) законность выражается в требовании, что вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна реализовываться в рамках закона;

4) научный характер выражается в объективной обусловленности правового акта, в целесообразности регламентирования данной группы общественных отношений, это дает возможность достичь эффективности и обоснованности правовых предписаний;

5) связь с правоприменительной практикой позволяет законодателю судить об эффективности принятых правовых решений, корректировать свою работу с учётом выявленных практикой правотворческих ошибок.

Виды:

1). Правотворчество государственных органов – законотворчество;

2) Правотворчество народа (участие в референдуме);

3) Правотворчество отдельных должностных лиц - подзаконное правотворчество;

4) Правотворчество органов местного самоуправления – локальное правотворчество;

5) Правотворчество общественных организаций;

6) Деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров – договорное правотворчество. Правотворчество высших представительных органов: (парламентом).

103. Пределы вмешательства государства в экономику страны

Государство вмешивается в экономику, определяет темпы её роста, устанавливает пропорции между отдельными её отраслями. Возникли государственный сектор экономики, т. е. государственная собственность, и государственное управление предприятиями и организациями, на ней базирующимися. В большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую часть ссудного капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны.

Несмотря на то, что государство берёт на себя функции по устранению негативных социально-экономических последствий несовершенств рынка, созданию условий, обеспечивающих функционирование национального хозяйства в целом, его вмешательство в экономику не должно быть беспредельным. Границей государственного регулирования экономики является эффективность рыночной экономики как системы. Пересечение этой черты может привести к исчезновению экономических стимулов, обеспечивающих эффективное функционирование рыночного механизма. Чрезмерное участие государства в экономике, выполнение не свойственных ему функций способствуют огосударствлению экономики, изменению экономической системы, снижению предпринимательских основ хозяйствования и, как следствие,— повышению социального иждивенчества

104. Предмет и метод правового регулирования как основания для выделения отраслей права

Наиболее существенными основаниями для деления системы права на отрасли является предмет и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования - это то, на что воздействует право. Право воздействует на общественные отношения, которые являются той объективной основой, которая вызывает к жизни право и вносит в него системообразующие признаки. Отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, отличаются друг от друга своим содержанием, конкретными целями и задачами.

Предмет правового регулирования – это качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определённой отрасли права. Предмет регулирования является главным основанием для распределения правовых норм по отраслям права.

Отрасль права представляет собой совокупность правовых институтов, которые регулируют относительно самостоятельную сферу общественных отношений специфическим методом правового регулирования.

Нормы права регулируют различные по своему содержанию общественные отношения различными методами. Каждая отрасль имеет свой метод правового регулирования. И главной чертой, определяющей различия в способах воздействия права на общественные отношения, является характер взаимного положения участников правовых отношений. В некоторых отраслях преобладает метод запрета недозволенных действий, в других - равенства сторон, в третьих - метод властного обязывания. Отраслями права используются методы воздействия в зависимости от характера общественных отношений.

Метод правового регулирования – это способы воздействия отрасли права на определённый вид общественных отношений, являющийся предметом её регулирования. То есть, метод непосредственно определяется предметом правового регулирования.

105. Принцип разделения властей: истоки, роль и назначение. Проблемы разделения властей в России

Идея разделения властей встречается в трудах Аристотеля, Джона Локка. Они были позднее развиты французским юристом и политическим мыслителем Шарлем Монтескье. Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов.

Разделение власти является основным механизмом функционирования всех видов политической и неполитической власти. В политической системе общества, где субъектами власти выступают учреждения, организации, разделение власти означает - принятие решений и их исполнение, разделение функций. Вместе с тем принцип разделения властей не устраняет единства власти, так как речь идет о функциональном её разграничении.

Главная цель – не допустить узурпации, монополизации власти в рамках одного органа или ведомства. Законодательные, исполнительные, судебные органы самостоятельны, независимы друг от друга. Чиновник не в праве одновременно занимать должности в разных ветвях власти, которые взаимно контролируют, сдерживают друг друга. Вмешательство одной ветви в компетенцию другой не допускается. Система взаимоконтроля 3-х ветвей не исключает взаимное сотрудничество, решение общих проблем.

Каждой ветви власти соответствует своя система государственных органов, специфические признаки, принципы организации, нормативно-правовая база.

Законодательная власть – парламент, региональные и местные представительные органы. Задача – сформировать законодательство, как систему норм, обладающих высшей юридической силой. Монополия на законотворчество. Устанавливают налоги, утверждают бюджет. Депутаты законодательных органов избираются населением на определённый срок.

Исполнительная власть – президент, правительство, министерства. Исполнение законов, повседневное управление, организация жизни общества. Её характеризует организационный характер, ориентация на практическую реализацию законодательства. Исполнительная деятельность – повседневна, не прекращается ни на один день. Распоряжается финансовыми, людскими, природными, правоохранительными, информационными ресурсами общества.

Судебная власть - отправление правосудия, т.е. разрешение правовых споров, привлечение к юридической ответственности за правонарушения. Суд – независимый арбитр в юридических конфликтах. Судьи несменяемы, независимы, обладают юридической неприкосновенностью. Вступившие в силу судебные решения общеобязательны и подлежат безусловному исполнению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: