Соотношение норм права и морали

Нормы морали – система стандартов, предписаний и принципов, которые возникают из потребности согласования интересов индивидов друг с другом и обществом, направлены на регулирование поведения людей в соответствии с понятиями добра и зла и поддерживаются личными убеждениями, традициями, воспитанием, силой общественного мнения.

Нормы права и нормы морали имеют ряд общих признаков:

- и те и другие регулируют отношения между людьми;

- являются правилами поведения общего характера, поскольку адресованы если не ко всем, то к большой группе людей, а не к каким-то конкретным лицам;

- направлены на установление определённого порядка в общественных отношениях (общая родовая цель);

- могут совпадать по содержанию, когда нормы права закрепляют нормы морали;

Нормы права и нормы морали имеют ряд отличительных признаков:

- по происхождению:

а) нормы морали складываются в обществе;

б) нормы права устанавливаются или санкционируются государством;

- по сфере действия:

а) нормы морали - универсальный регулятор; его предметом являются почти все сферы общественных отношений;

б) нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения и только те, которые поддаются внешнему контролю;

- по степени детализации:

а) нормы морали обычно представляют собой общий принцип поведения людей (надо быть справедливым, добрым, порядочным, надо уважать родителей, старших и т.д.);

б) нормы права закрепляют чётко определенные права и обязанности субъектов права;

- по форме выражения:

а) нормы морали содержатся в общественном сознании;

б) нормы права содержатся в нормативно-правовых актах и иных источниках права;

- по способу охраны от нарушений:

а) нормы морали охраняются внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия;

б) нормы права охраняются государством

68. Понятие и виды субъектов правоотношений. Признаки юридического лица

Субъекты правоотношений – это отдельные индивиды, а также организации, которые по нормам права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей.

Субъекты права подразделяются:

1) на индивидуальные (граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным и более гражданством)

2) коллективные (государства, государственные органы общественные объединения, субъекты государств).

Юридическое лицо – это созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке организация, которая может иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и, в случае наличия такового, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Признаки юридического лица: - организационное единство (внутренняя структура организации, наличие органов управления, наличие учредительных документов);

- имущественная обособленность (обязательный учёт имущества на самостоятельном балансе или по смете);

- самостоятельная гражданско-правовая ответственность (возможность обращения кредиторами взыскания на имущество юридического лица, а не на его учредителей/участников);

- выступление в гражданском обороте и судебных органах от своего имени.

69. Понятие и классификация юридических фактов

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение отношений. Юридические факты содержатся в гипотезах правовых норм.

От наличия или отсутствия юридического факта зависит признание или непризнание права или обязанности определённого субъекта.

Юридические факты подразделяются по их связи с индивидуальной волей субъекта на 2 группы: события и действия.

События - это юридические факты, происходящие независимо от воли людей (рождение, смерть)

Действия – такие юридические факты, наступление которых зависит от воли и сознания людей. С точки зрения законности все действия людей подразделяются на правомерные и неправомерные.

Правомерные действия – это такие юридические факты, которые влекут за собой возникновение у лиц прав и обязанностей, предусмотренных нормами права. В свою очередь правомерные действияделятся на юридические акты и юридические поступки.

Юридические акты – такие правомерные действия, которые специально совершаются людьми с целью вступления их в определённые правоотношения (например, заключение договора).

Юридические поступки – это правомерные действия, которые специально не направлены на возникновение, изменение или прекращение и правоотношений, однако влекут за собой такие последствия.

Неправомерные действия или правонарушения – это такие юридические факты, которые противоречат требованиям правовых норм. Все правонарушения делятся на преступления и проступки. Преступления – это уголовные правонарушения. Проступки - менее общественно опасные деяния.

70. Понятие и общая характеристика конфедерации. Сходство и различие конфедерации и федераций

Конфедерация – это международно-правовое объединение суверенных государств, созданное для обеспечения их общих интересов.

В конфедерацию государства объединяются для решения общих задач (экономических, оборонительных), но без создания единого государства. Члены конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права, сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство. В конфедерации создаются общие органы для совместного решения тех вопросов, ради которых объединились. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств.

Конфедерация не имеет своих общих законодательных, судебных и исполнительных органов, единой армии, системы налогов, бюджета. Конфедеративные госорганы могут договориться о единой денежной системе, таможенных правилах, единой межгосударственной политике. Конфедерация может распасться или преобразоваться в единое государство - федерацию (Швейцария, США).

Федерация - форма гос. устройства, при которой несколько гос. образований, юридически обладающих определённой политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство.

В отличие от конфедерации, федерация - это единое государство, состоящее из нескольких государственных образований, объединившихся для решения центральной властью общих для всех членов федерации задач.

Субъекты федераций имеют собственные территорию, конституции и органы власти, которые в пределах предоставленных им прав обладают высокой степенью независимости.

Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода. В отличие от федераций, где попытка выхода рассматривается как мятеж, выход из состава конфедерации означает только расторжение договорной связи с союзом.

71. Понятие и основные элементы политической системы общества

Политическая система - это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и институтов, организующих политическую власть, а также взаимосвязь граждан и государства.

Субъектами политической системы общества являются: государство, партии, политические движения, общественные объединения и т.п.
Основными разработчиками концепции политической системы общества считаются Парсонс, Д. Истон, который выделил пять разновидностей действий, которые являются необходимыми элементами политическойсистемы. Это законодательство, управление, правосудие, требование, поддержка.
Выделяют следующие элементы политической системы: 1. Политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные объединения.
2. Политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы.
3. Политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти.
4. Политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупности политического опыта.
Функции политической системы общества: 1. Контроль за сферой распределения ценностей.
2. Интеграция общества, разрешение или смягчение общественных противоречий.
3. Упорядочение политических процессов с целью политического обновления либо стабилизации.
4. Вовлечение граждан в политическую жизнь.
5. Извлечение из гражданского общества его ресурсов для достижения целей и задач.
6. Обеспечение политической власти определённой социальной группы или большинства членов общества.

72. Понятие и признаки государственных органов. Современные подходы к классификации органов государства

Государственный орган – это элемент механизма государства, участвующий в осуществлении функций государства и наделенный для этого властными полномочиями.

Признаков государственного органа:

1. Хотя орган государства и обладает определённой самостоятельностью, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной машине своё место и прочно связан с другими её частями.

2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом, которые являются официальными и называются государственной службой.

Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объём и порядок использования ими властных правомочий также устанавливаются законом.

К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.

3. Органы государства имеют внутреннее строение. Они состоят из подразделений, скреплённых единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.

4. Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции. Компетенция обусловлена предметом ведения, т.е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган.

5. Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются:

а) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты; б) в обеспечении исполнения правовых актов органов государства путём применения различных методов, в том числе и методов принуждения;

6. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счёт в банке, источник финансирования.

7. Орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.

Современные подходы к классификации органов государства:

По действию в пространстве органы государства подразделяются на
федеральные органы, органы субъектов федерации и местные.

По длительности функционирования делятся на постоянные (действующие на постоянной основе) и временные (созданные для решения задач, вызванных определёнными временными обстоятельствами).

В зависимости от срока полномочий есть органы государства, которые действуют постоянно, однако их состав обновляется через определённый срок, и бессрочные органы, где пребывание человека на данном посту заранее не ограничено каким-либо сроком.

По порядку образования различают органы, избираемые непосред­ственно населением (первичные), а также органы, формируемые други­ми государственными органами (вторичные), в которых должностные лица назначаются (примером такого органа является Конституционный Суд Российской Федерации).

В зависимости от внутренней организации государственные органы делятся на простые (в своей структуре не имеют самостоятельных структурных подразделений) и сложные.

По характеру выполняемых ими задач государственные органы мож­но подразделить на три основные группы: представительные органы (пар­ламенты, советы, собрания и т. д.); исполнительные органы (правитель­ства, кабинеты министров, администрации и т. п.); судебные, правоохра­нительные и надзорные органы.

73. Понятие, признаки унитарной формы государственного устройства. Виды унитарных государств

Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

Унитарное государство имеет следующие признаки:

- полное территориальное единство государства. Административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью;

- для населения установлено единое гражданство;

- единая структура государственного аппарата на всей территории государства, единая судебная система;

- единая система законодательства для всего государства;

- одноканальная система налогов, все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.

- все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.

Унитарные государства могут быть централизованными (Туркменистан, Финляндия) и децентрализованными (Испания, Италия) в зависимости от характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти и объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства. Имеются и смешенные системы местного государственного устройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентрализации (Турция);

Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию (Монголия, Судан, Азербайджан, Грузия).

Россия – федеративное государство. – Пишу это, потому что задали этот вопрос.

74. Понятие и признаки федеративной формы государственного устройства. Виды федерации

Федерация - форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

Признаки большинства федеративных государств:

1. Территория состоит из территорий её субъектов;

2. Двухуровневая система органов государственной власти (федеральная система органов власти и система органов власти субъекта федерации);

3. Две системы законодательства — общегосударственная и субъектов;

4. Субъекты федерации могут иметь свои конституции, наряду с общефедеральной;

5. Отсутствие у субъектов федерации права выхода из состава федерации;

6. Непризнание за субъектами федерации суверенитета. Это обусловлено тем, что федеральное законодательство распространяет свою силу на всю территорию страны и имеет приоритет перед актами законодательства субъектов;

7. Финансовая зависимость субъектов от федеральной власти;

8. Принцип двойного гражданства (не во всех федерациях);

9. В двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов;

10. Двухканальная система сбора налогов:

11. Разграничение предметов ведения федерации и её субъектов;

12. Субъекты федерации лишены права самостоятельно выступать на мировой политической арене, этого не признаёт за ними и международное право.

Виды федераций.

В зависимости от способа формирования:

- союзная федерация — создаётся из нескольких государств путём заключении единого федеративного договора (Швейцария);

- смешанная федерация — начала формироваться как союзная, а продолжила своё формирование как альтернативная, либо наоборот (США, СССР).

- альтернативная федерация — создаётся на основе уже существующего унитарного государства, через усиление полномочий частей унитарного государства.

Альтернативные федерации в свою очередь, бывают:

- октроированные — статус субъекта определяется актами центральной власти;

- договорные — статус субъекта определяется договором между субъектом и центральной властью.

В зависимости от правовых оснований образования:

- договорные федерации — образуются на основе заключаемого членами федерации договора об образовании федеративного союза;

- конституционные федерации — основанием образования является факт закрепления в Конституции.

По способу образования субъектов федерации различают:

- территориальные федерации - субъекты не являются суверенными образованиями, не имеют права представительства в международных отношениях, запрещён односторонний выход из союза (США, Бразилия, Мексика, Германия).

- национальные федерации — субъекты объединены по принципу добровольности; формирование высших государственных органов из представителей субъектов (ранее — СССР, Югославия, Чехословакия).

Российская Федерация образованна на основе сочетания территориального и национального принципов.

75. Понятие и принципы юридической ответственности. Основные виды юридической ответственности

Юридическая ответственность — предусмотренные законом вид и мера государственно-властного претерпевания лицом лишений благ личного, организационного и имущественного характера за совершенное правонарушение.

Юридическая ответственность основывается на принципах:

1) законности - заключается в том, что юридическая ответственность: - наступает за те деяния, которые предусмотрены законом; - применяется в строгом соответствии с определённым законом порядком; - предполагает наличие состава правонарушения (наличие противоправного, виновного деяния); - наступает только перед предусмотренными законом компетентными органами; - незнание законов не освобождает от ответственности.

2) обоснованности - выражается в установлении самого факта совершения правонарушителем противоправного деяния

3) целесообразности – предполагает: - строгую индивидуализацию ответственности в зависимости от тяжести правонарушения, обстоятельств его совершения, свойств личности нарушителя; - смягчение ответственности или даже освобождение от неё в случае малозначительности правонарушения, отсутствии вредных последствий и т.п.;

- замену при возможности к этому юридической ответственности неюридической.

4) неотвратимости - состоит в неизбежности наступления ответственности правонарушителя;

5) своевременности — означает возможность привлечения правонарушителя к ответственности в течение срока давности;

6) справедливости — проявляется в следующем: - нельзя за проступки устанавливать уголовное наказание;

- закон, устанавливающий ответственность или усиливающий её, не может иметь обратной силы; - юридическая ответственность по возможности всегда должна обеспечивать возмещение ущерба, причиненного правонарушением;

- наказание, взыскание должно соответствовать характеру и степени вредности правонарушения; - лицо несёт ответственность лишь за своё собственное поведение; - за одно правонарушение – одно юридическое наказание.

7) гуманности – не допускаются меры наказания и взыскания, причиняющие физические страдания или унижающие человеческое достоинство.

В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм, закрепляющих такую ответственность, различаются виды ответственности:

Дисциплинарная ответственность — Заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания властью руководителя.

Административная ответственность — Применение органами исполнительной власти мер воздействия к виновным лицам.

Материальная ответственность — Возмещение имущественного вреда, нанесённого в результате неправомерных действий в процессе выполнения лицом своих служебных обязанностей.

Гражданско-правовая ответственность — Вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций.

Уголовная ответственность — Применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления.

.

76. Понятие и содержание законности. Законность и справедливость.

Законность и целесообразность. Принципы и гарантии законности ( Понятие, принципы и гарантии законности)

Законность — политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и законы.

Законность - основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития, законность обеспечивает справедливую дифференциацию интересов людей. Устранение несправедливости - одно из средств утверждения справедливости. Сегодня нормы права - средство борьбы за справедливость, её гарантия. В конечном же итоге предназначение права видится в поддержании такого порядка, такого режима, когда для несправедливости не оставалось бы места ни в одной сфере общественной жизни.

Законность всегда целесообразна, в любой ситуации целесообразно следовать предписаниям закона, отступление от них всегда нецелесообразно, любые отступления - недопустимы. Субъектам правовых отношений предоставляется возможность принимать наиболее эффективные, целесообразные решения в границах правового поля, определенного нормой права.

Принципы законности – это положения правовой жизни общества, которые выражают содержание законности.

К принципам законности относят:

1) единство законности;

2) верховенство законности;

3) связь законности с культурой;

4) связь законности с целесообразностью;

5) всеобщность законности;

6) гарантирование прав и свобод личности;

7) неотвратимость наказания за нарушение закона.

Гарантиями законности являются условия и средства, которые могут создать прочную основу точной и строгой реализации законов всеми субъектами права.

В систему гарантий законности входят социально экономические, политические, идеологические, юридические и общественные гарантии.

К материальным гарантиям относится такая экономическая структура общества, в рамках которой устанавливаются равносильные отношения между производителями и потребителями материальных благ.

Политическими гарантиями законности и правопорядка являются все элементы политической системы общества, которые поддерживают и воспроизводят общественную жизнь на основе юридических законов.

К юридическим гарантиям относится деятельность государственных органов и учреждений, специально направленная на предотвращение и пресечение нарушений законности и правопорядка.

Нравственными гарантиями законности и правопорядка являются благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений.

77. Понятие и структура нормативных правовых актов, их особенности и виды

Нормативно-правовой акт — официальный акт-решение уполномоченных субъектов права, устанавливающий (изменяющий, отменяющий) правовые нормы с целью регулирования общественных отношений. Нормативно правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-правовых актов вводятся в действие юридические нормы.

Структура нормативно-правового акта зависит от его специфики и вида, предполагает распределение нормативного материала по подразделениям.

Основные структурные элементы нормативно-правового акта:

1. Преамбула — вступительная часть, общее введение, в котором даётся обоснование закона, определяются цели, задачи;

2. Пункты, статьи — содержат исходные единицы нормативно-правового акта - нормативные предписания. Через нормативное предписание статья соотносится с нормами права. Статьи подразделяться на части, а пункты на абзацы и подпункты.

3. Главы — имеются в больших по объему нормативно-правовых актах;

4. Разделы — объединяют главы в больших по объему нормативно-правовых актах.

5. Части — наибольшие подразделения закона, содержатся, как правило, в кодексах;

6. Заключительные положения.

Виды нормативно-правовых актов: По юридической силе: законы и подзаконные нормативные акты.

По сфере действия: общие, специальные, локальные.

По характеру волеизъявления: акты установления, акты замены, акты отмены норм права.

По отраслям законодательства: гражданские, уголовные, административные, уголовно-процессуальные и др.

По субъектам нормотворчества:

- Государственная Дума и Совет Федерации – федеральные и конституционные законы и постановления;

- на уровне субъектов РФ – законы субъектов РФ, основные законы (конституции или уставы) субъектов РФ,

- Президент РФ - указы (нормативные и ненормативные) и распоряжения;

- Правительство РФ — постановления и распоряжения Правительства РФ;

- руководители министерств и ведомств — нормативные приказы, инструкции, распоряжения, положения;

- главы местных государственных администраций — распоряжения;

- местные советы народных депутатов, их исполнительные комитеты — решения и нормативные постановления; руководители их управлений и отделений - нормативные приказы;

- администрация государственных предприятий, учреждений, организаций — нормативные приказы, уставы, положения и инструкции.

78. Понятие и структура правового статуса личности. Виды правового статуса личности

Правовой статус личности — система закрепленных в нормативно-правовых актах и гарантированных государством прав, свобод, обязанностей, ответственности, в соответствии с которыми индивид как субъект права координирует своё поведение в обществе.

Правовой статус категория собирательная и сложная, которая отражает весь комплекс связей человека с государством, окружающими людьми, различными коллективами и всем обществом и представляет собой разнообразный спектр значений, он очерчивает границы возможного и необходимого поведения личности, определяет меру пользования конкретными материальными и духовными благами во всех областях общественных отношений.

Следом за определением понятия правового положения личности необходимо раскрыть его структуру или, выражаясь научным языком его юридическую конструкцию, которая служит формой отражения действительности и выражает структурно-системное строение исследуемых объектов, что уже говорит о сложности изучаемого объекта, состоящих из нескольких частей.

Элементами правового положения личности служат правовые явления, которыми законодатель фиксирует правовое состояние личности в общей системе правоотношений, среди которых мы выделяем систему признанных государством прав, свобод и обязанностей, как основу правового положения, что и определяется как правовой статус личности.

В структуру правового статуса входят такие элементы, как:

а) правовые нормы; б) правосубъектность; в) основные права, свободы, законные интересы и обязанности в их неразрывной взаимосвязи; г) гражданство; д) юридическая ответственность; е) гарантии правового статуса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: