Государство вмешивается в экономику, определяет темпы её роста, устанавливает пропорции между отдельными её отраслями. Возникли государственный сектор экономики, т. е. государственная собственность, и государственное управление предприятиями и организациями, на ней базирующимися. В большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую часть ссудного капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны.
Несмотря на то, что государство берёт на себя функции по устранению негативных социально-экономических последствий несовершенств рынка, созданию условий, обеспечивающих функционирование национального хозяйства в целом, его вмешательство в экономику не должно быть беспредельным. Границей государственного регулирования экономики является эффективность рыночной экономики как системы. Пересечение этой черты может привести к исчезновению экономических стимулов, обеспечивающих эффективное функционирование рыночного механизма. Чрезмерное участие государства в экономике, выполнение не свойственных ему функций способствуют огосударствлению экономики, изменению экономической системы, снижению предпринимательских основ хозяйствования и, как следствие,— повышению социального иждивенчества
125. Соотношение гражданского общества и государства
Государство появляется позже общества, оно отражает общество и в ходе своего функционирования они находятся в непрерывном взаимодействии.
Государство призвано защищать и обслуживать ценности общества, и чем лучше оно это делает, тем более гармоничными являются отношения между обществом и государством.
Соотношение общества и государства.
Государство и общество находятся во взаимосвязи:
1) государство является инструментом для осуществления суверенной воли общества, всего народа;
2) государство реализует свою деятельность в правовых формах;
3) государство связано с обществом, всеми участниками общественных и правовых отношений как правами, так и юридическими и социальными обязательствами;
4) в процессе формирования органов государственной власти на них возлагается ряд закрепленных в Конституции обязанностей перед обществом, разными социальными структурами, человеком и гражданином.
126. Соотношение норм права и морали
Нормы морали – система стандартов, предписаний и принципов, которые возникают из потребности согласования интересов индивидов друг с другом и обществом, направлены на регулирование поведения людей в соответствии с понятиями добра и зла и поддерживаются личными убеждениями, традициями, воспитанием, силой общественного мнения.
Нормы права и нормы морали имеют ряд общих признаков:
- и те и другие регулируют отношения между людьми;
- являются правилами поведения общего характера, поскольку адресованы если не ко всем, то к большой группе людей, а не к каким-то конкретным лицам;
- направлены на установление определённого порядка в общественных отношениях (общая родовая цель);
- могут совпадать по содержанию, когда нормы права закрепляют нормы морали;
Нормы права и нормы морали имеют ряд отличительных признаков:
- по происхождению:
а) нормы морали складываются в обществе;
б) нормы права устанавливаются или санкционируются государством;
- по сфере действия:
а) нормы морали - универсальный регулятор; его предметом являются почти все сферы общественных отношений;
б) нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения и только те, которые поддаются внешнему контролю;
- по степени детализации:
а) нормы морали обычно представляют собой общий принцип поведения людей (надо быть справедливым, добрым, порядочным, надо уважать родителей, старших и т.д.);
б) нормы права закрепляют чётко определенные права и обязанности субъектов права;
- по форме выражения:
а) нормы морали содержатся в общественном сознании;
б) нормы права содержатся в нормативно-правовых актах и иных источниках права;
- по способу охраны от нарушений:
а) нормы морали охраняются внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия; б) нормы права охраняются государством
127. Соотношение политической и государственной власти ( Государственная власть и ее признаки ). Легитимность и легальность государственной власти
Государственная власть — публично-политические, волевые отношения, складывающиеся между государственным аппаратом и субъектами политической системы общества на основе правовых норм, при опоре, в случае необходимости, на государственное принуждение. Государственная власть относительно самостоятельна и составляет основу функционирования государственного аппарата.
Государственная власть составляет ядро политической власти, но не исчерпывает полностью её содержание. Политическая власть включает в себя также власть политических партий, общественных организаций, союзов, лидеров и т.д. Политическая и государственная власть, во многом совпадая, не тождественны. Полем деятельности государственной власти в первую очередь является государство и его органы. Гражданское общество регулируется государством в значительно меньшей степени. Полем деятельности власти политической, наоборот, выступает преимущественно гражданское общество. Государственная власть реализуется государственным аппаратом и его подразделениями. Политическая власть – посредством государственного аппарата, а также через деятельность политических партий и общественных организаций. Государственная власть может издавать законы, обязательные для всего населения, и в случае необходимости легитимно прибегнуть к использованию силы, чего лишены другие субъекты политической власти.
Легитимность и легальность государственной власти.
В широком смысле легитимность — это принятие власти населением страны, признание её права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле легитимной признаётся законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами.
Юридическим выражением легитимности власти служит её легальность, т. е. нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности. Легальная власть стремится стабилизировать общество, утвердить в нём порядок.
128. Соотношение понятий «источник права» и «форма права»
Понятия "форма права" и "источник права" тесно взаимосвязаны, но не совпадают. Если форма права показывает, как содержание права организовано и выражено вовне, то источник права указывает на истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения.
Если исходить из общепринятого значения слова “источник” как всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки, то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора: 1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.); 2) источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.); 3) источник в формально-юридическом смысле — это и есть форма права. Выделяют четыре основные формы права: — нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определённых общественных отношений. (Конституция, законы, подзаконные акты); - правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота); - юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придаётся сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространён преимущественно в странах общей правовой семьи — Англии, США, Канаде и т.д.); - нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.).
129. Состав правоотношения
Правоотношение — это возникающее в соответствии с требованиями норм права общественное отношение, участники которого имеют субъективные права и юридические обязанности, гарантируемые государством. Любое правоотношение представляет собой сложное правовое явление. Оно состоит из трёх необходимых элементов:
1) субъектов правоотношения;2) объекта правоотношения; 3) юридического содержания правоотношения.
Субъекты правовых отношений – это социально-правовые единицы, между которыми складываются отношения, то есть это лица наделённые правами и обязанностями, это непосредственные участники правоотношения.
Объект правоотношений - это то, на что воздействуют юридические права и обязанности субъектов, т.е. волевое фактическое поведение участников правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей и блага, ценности, ради которых субъекты вступают в правоотношения. Так, в имущественных правоотношениях это действия, поведение сторон по выполнению прав и обязанностей, связанных с удовлетворением их материальных и культурных потребностей.
Содержание правоотношения — субъективные права, обязанности, полномочия, ответственность его субъектов, а также способ взаимосвязи между ними.
130. Социальное государство: понятие и основные функции. Правовое и социальное государства в их соотношении
Социальное государство - политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.
Функции социального государства:
1. Хозяйственно-организаторская функция (организация производства, поощрение предпринимательства, управление внутренней торговлей)
2. Взимание налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет
3. Управление образованием, наукой, культурой.
4. Забота о личности и в первую очередь поддержка и помощь социально незащищенным слоям населения (социальная функция)
5. Защита прав, свобод и законных интересов граждан
6. Охрана правопорядка, наказание преступников и иных лиц, совершивших противоправные поступки.
Социальному государству присущи все традиционные функции, обусловленные его природой, но эти традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно говорить о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении), но в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства - специфические функции, к которым относятся:
- поддержка социально незащищенных категорий населения;
- охрана труда и здоровья людей;
- поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
- сглаживание социального неравенства путём перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;
- поощрение благотворительной деятельности (путём предоставления налоговых льгот);
- финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;
- борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;
- поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на её развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;
- участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;
- забота о сохранении мира в обществе.