Становление и развитие началось более 2,5 тысяч лет назад, вместе с зарождение государства и права. Человечество пыталось объяснить сущность и источники этих явлений. В ходе полемики возникали споры по нескольким вопросам: 1) в каком соотношении находятся государство, право и экономика, 2) какую роль государство и право играют в политической жизни, 3) возможна ли универсальная теории государства и права,
4) споры между диалектиками и метафизиками о происхождении, сущности, формах права, 5) о том, в какой взаимосвязи находятся личность и государство, соотношение обязанностей и прав человека и гарантий со стороны государства. Споры по этим вопросам особенно усиливались в переломные моменты истории. Современная отечественная наука прошла путь от зарубежных школ политологии права, философии права, марксистско-ленинской трактовки до современных немарксистских политико-правовых теорий. Особенно отход от позиций марксизма наблюдается в последние годы. Он связан с кардинальными переменами в нашей стране, с демократизацией общества. По новому осмысливается буржуазное государство, конституционные ценности, верховенство закона, взгляд на права и свободы человека, приоритет прав индивида, над коллективными правами. ТГП предстаёт сегодня в виде социологического истолкования, уделяется больше внимания истолкованию путей и способов познания государственно-правовых явлений.
Функции теории государства и права определены тем, что в системе юридических наук ТГП носит мировоззренческий, установочный характер. Выделяют теоретическую, методологическую, воспитательную, идеологическую, практическую, организационную функции.
136. Структура и функции государственной власти, способы и формы её осуществления
Всякая власть предполагает наличие: источника власти и его повеления, повинующегося исполнителя, обеспечение исполнения властного повеления.
Государственная власть - это способность государственных структур обеспечивать публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами социальных отношений, опирающаяся на государственное принуждение. Наиболее характерные черты государственной власти: 1) государственная власть не совпадает непосредственно с населением. Она осуществляется выделившимся из общества и стоящим над ним аппаратом власти и управления, состоящим из особого слоя людей, основным профессиональным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций.
2) Государственная власть общественные интересы выражает и защищает с позиций господствующих классов, а осуществляется от имени или по поручению государства в целом. Принимаемые властные решения государственной власти распространяются на всё население. Государственная власть сообразуется с разделением населения по территориальному признаку.
3) Государственная власть опирается на возможность государственного принуждения, для осуществления которого создаются специально приспособленные для этой цели вооруженные силы и карательные учреждения.
4) Для содержания разветвлённого государственного аппарата власти, не принимающего непосредственного участия в производстве материальных благ, необходимы взносы населения - налоги.
Государственная власть, будучи экономически обусловленной властью определённого класса, вместе с тем так или иначе учитывает интересы всех слоёв населения, их стремление не только к классовому, религиозному и национальному, размежеванию и противоборству, но и к взаимному согласию, к компромиссу; отражает реальную социально-политическую структуру общества, тенденции его развития Общие особенности структуры государственной власти можно раскрыть через понятие "особой публичной власти. Публичная власть - система государственной власти, состоящая из собственно аппарата власти, управления и контроля, а также судебных органов, призванных обеспечить исполнение властных повелений этого аппарата; специальных органов, обеспечивающих фискальные интересы государства. Под функциями государства, связанными с реализацией государственной власти, понимаются основные направления его деятельности, которые меняются в связи с развитием государства, со сменой его исторических типов. Формы и способы реального осуществления государственной власти представляют собой сложную и причудливую совокупность признаков конкретного государства, исторически сформировавшуюся под воздействием различных объективных и субъективных причин и отличающую одно государство от другого.
В структуре государственной власти можно выделить следующие элементы: субъекты власти, объекты власти, властеотношения, средства и методы осуществления власти.
Субъекты власти – это носители государственной власти, те, кому может принадлежать государственная власть.
Объекты власти – это подвластные, те, в отношении кого осуществляется государственная власть.
Властеотношения – это отношения, которые возникают между субъектом и объектами власти в процессе её осуществления, реализации.
Средства осуществления власти – это то, на что опирается государственная власть в процессе своего функционирования, то, с помощью чего она реализуется, претворяется в жизнь. Специфическими средствами осуществления государственной власти являются государственные органы и нормы позитивного права.
Формы осуществления государственной власти – это практическое выражение государственной деятельности по осуществлению функций государства. Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства — правотворческую, правоисполнительную и правоохранительную.
137. Структура правоотношений
К элементам структуры правоотношения относятся: субъекты, содержание и объект правоотношения. Субъекты правоотношений - это отдельные люди или организации, которые в соответствии с нормой права наделены способностью быть участниками правоотношений. Субъектами правоотношений выступают право- и дееспособные физические лица, юридические лица и государство в целом.
Содержание правоотношений составляют: субъективные юридические права и обязанности, полномочия, ответственность его субъектов, а также способ взаимосвязи между ними.
Субъективное право - это установленная законом мера возможного поведения конкретного субъекта права. Различают три вида правомочий:
- право на действия или вступление во взаимодействие в своих интересах, т.е. возможность поведения самого управомоченного лица;
- право требовать от обязательной нормы исполнения лежащей на ней юридической обязанности, т.е. возможность обладателя права требовать соответствующего поведения от обязанных лиц;
- право на официальную защиту своих правомочий в случае неисполнения другой стороной своих обязанностей либо возникновения явных препятствий реализации субъективного права, т.е. возможность правомочной стороны обращаться к компетентным органам за защитой нарушенных прав.
Юридическая обязанность - это установленная законом мера должного поведения обязанного субъекта, которому оно должно следовать в интересах управомоченной стороны под страхом государственного принуждения. Юридические обязанности бывают трех видов:
- обязанность активного поведения и действия, т.е. совершать определённые положительные действия, требуемые законодательством;
- обязанность воздерживаться от каких-либо действий, т.е. воздерживаться от поведения, поступков, запрещённых законодательством;
- обязанность нести юридическую ответственность, т.е. претерпевать нежелательные последствия за совершенное правонарушение.
Объект правоотношений - это то, на что воздействуют юридические права и обязанности субъектов, т.е. волевое фактическое поведение участников правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей и блага, ценности, ради которых субъекты вступают в правоотношения. Так, в имущественных правоотношениях это действия, поведение сторон по выполнению прав и обязанностей, связанных с удовлетворением их материальных и культурных потребностей.
138. Субъекты законодательной инициативы в Российской Федерации. Стадии законодательного процесса
Субъекты законодательной инициативы – Государственные институты и инстанции, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации наделены правом вносить законопроекты.
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Р Ф, представительным органам субъектов Р Ф. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
Право законодательной инициативы означает, что законопроекты и законопредложения, вносимые субъектами этого права, Государственная Дума обязана рассматривать, хотя, разумеется, не обязана принимать. Различие между законопроектом и законопредложением заключается в том, что законопроект представляет собой надлежащим образом оформленный текст возможного будущего закона, содержащий статьи, главы и т.п. Законопредложение же означает идею, концепцию будущего закона, которая может быть воплощена в законопроект уже в самой Думе, если она согласится с законопредложением. Это не мешает ей отклонить подготовленный по её поручению законопроект, если она найдет его неудовлетворительным.
Субъекты пользуются правом законодательной инициативы в полном объёме, т.е. они могут вносить законопроекты и законопредложения по любому вопросу, относящемуся к ведению Российской Федерации и совместному ведению Федерации и её субъектов. Высшие судебные органы Российской Федерации, перечисленные во втором предложении, могут вносить законопроекты и законопредложения только по вопросам своего ведения.