1. Что относится к объективным предпосылкам возникновения социологии в России:
а) развитие социологии в европе и необходимость создания отечественной социологической школы;
б) развитие капитализма, изменяющего социальную структуру и необходимость объяснения общественных отношений;
в) полемика между западниками и славянофилами по поводу путей общественного развития;
г) установление демократических институтов, введенных реформами Александра II и трансформация сословной структуры общества.
2. Какое из направлений отечественной социологии развивалось под влиянием позитивизма О.Конта в конце XIX – начале XX века:
а) психологическое;
б) натуралистическое;
в) марксистское;
г) интегральное.
3. Кого из отечественных ученых вы отнесете к представителям школы географического детерминизма в социологии?
а) Петражицкий Л.И.
б) Лаппо-Данилевский А.С.
в) Кареев Н.И.
г) Мечников Л.И.
4. Какой из методов Ковалевский М.М. считал фундаментальным в изучении общественных отношений?
|
|
а) субъективный;
б) сравнительно-исторический;
в) генетический;
г) психологический.
5. Какое из положений теории Маркса категорически не принимал Ковалевский, хотя находился под его влиянием и называл «дорогим учителем»?
а) о наличии общественно-экономических формаций в качестве этапов общественного развития;
б) о классовой борьбе и революции как способе разрешения социальных проблем;
в) о материалистическом понимании исторического процесса;
г) о наличии антагонистических классов в общественной структуре.
6. Что являлось главным мотивом для создателей (Лавров, Михайловский, Кареев) субъективного направления в социологии в конце 1860-х гг.?
а) обоснование русского социализма и идеологии народничества;
б) апология самобытного пути развития России;
г) критика капиталистических отношений и монархического строя;
д) создание теории общественного прогресса.
7. Какая из работ излагает принципы субъективной социологии и социологические взгляды Лаврова П.Л.:
а) «Научные письма»;
б) «Государство и его роль в истории»
в) «Исторические письма»;
г) «Сущность исторического процесса и роль личности в истории».
8. Что считал Михайловский Н.К. высшим критерием общественного прогресса:
а) уровень развития личности;
б) усовершенствование форм кооперации;
в) характер разделения общественного труда;
г) степень реализации общественных идеалов.
9. Какую проблему следовало сделать центральной в изучении общества, по мнению социолога и философа Кистяковского Ф.А.:
а) эволюции общества в результате процесса разделения труда;
б) способов функционирования власти;
|
|
г) мифологизации общественного сознания;
д) влияния культуры на интеграцию общества.
10. Укажите теорию, основоположником которой стал Сорокин П.А.:
а) культурно-исторических типов;
б) социокультурной динамики;
в) социальной стратификации;
г) социальной генетики.
11. Какие три подметода включал в себя интегральный метод, разработанный Сорокиным для анализа социологии культуры:
а) исторический – критический – сравнительный;
б) генетический – структурный – аналитический;
в) феноменологический – синтетический – антропологический;
г) эмпирический – рациональный – интуитивный.
12. Укажите одну из наиболее влиятельных организаций, занимающуюся в советский период социологическими исследованиями:
а) всероссийский центр изучения общественного мнения;
б) лаборатория социологических исследований;
в) Левада-центр;
г) фонд общественного мнения.
13. Кто в концепции Плеханова Г.В. играет решающую роль в общественном развитии:
а) исторические личности;
б) народные массы;
в) политическая элита;
д) классовые общности.
14. Укажите год, когда возник первый в России социологический факультет, организатором и деканом которого стал Сорокин П.А.?
а) 1908;
б) 1916;
в) 1920;
г) 1927.
15. В каком году социология окончательно объявляется «буржуазной наукой» в советской России и устраняется из образования:
а) 1922;
б) 1929;
в) 1936;
г) 1938.