Модуль 2. Исторические типы классической

ФИЛОСОФИИ

План

1. Специфика философской традиции Древней Индии.

2. Особенности философской мысли Древнего Китая.

3. Космоцентризм античного философского мышления; проблема первоначала.

4. Классический этап античной философии (Сократ, Платон, Аристотель).

5. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре.

6. Философия эпохи Ренессанса.

7. Философия и наука в новоевропейской культуре.

8. Философская мысль эпохи Просвещения.

9. Критическая философия И. Канта.

10. Диалектическая философия Г. Гегеля.

11. Истоки и основные черты философии К. Маркса.

Специфика философской традиции Древней Индии

Древнеиндийская философия носит ярко выраженный религиозный характер. Важнейшим источником по философии Древней Индии являются Веды. Веды – это сборник священных гимнов, песен, молитв, возникший на рубеже ІІ – І тысячелетий до нашей эры. Философская часть Вед называется Упанишады.

Согласно Ведам, вечный творец существ Брахма определяет для всех имена, род деятельности и положение в обществе.

Важнейшие понятия Упанишад. Брахман – высшая объективная реальность, выступающая как зародыш всего сущего и как творческое мировое начало. Атман – субъективное индивидуальное начало. Упанишады утверждают единство Брахмана и Атмана, то есть единство мира и индивидуума, объекта и субъекта. Карма – сумма всех деяний и помыслов того или иного существа, определяющая очередную форму перерождения в сансаре – бесконечной цепи перерождений.

На основе Упанишад сложились ортодоксальные школы древнеиндийской философии: ньяя, вайшешика, миманса, санкхья, йога и веданта. Все они признают священный авторитет Вед и более подробно и глубоко разрабатывают их отдельные положения.

Позднее сформировались неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед. Наиболее известные из них – это буддизм, джайнизм, чарвака (локаята).

Основатель буддизма – Сиддхартха Гаутама (623 – 524 до н.э.). В процессе углубленного самоанализа он постиг четыре благородные истины и стал Буддой (в переводе – «просветлённый»):

1) Страдания правят миром.

2) Причиной страданий является сама жизнь с её страстями и желаниями.

3) Уйти от страданий можно, лишь погрузившись в нирвану (переводится как «угашение желаний»).

4) Существует путь избавления от страданий и достижения нирваны: благородный восьмеричный путь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: