Налоговая система РФ. Основные направления ее совершенствования

Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

В целом основными направлениями совершенствования налоговой системы являются:

• обеспечение стабильности налоговой системы;

• максимальное упрощение налоговой системы, изъятие из законов и инструкций норм, имеющих неоднозначное толкование;

• ослабление налогового прессинга путем снижения налоговых ставок, обеспечение разумного уровня налоговых изъятий;

• оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов. При этом следует иметь в виду, что в странах с развитой рыночной экономикой в последние годы предпочтение отдается прямым налогам, в то время как ориентация на косвенные налоги свидетельствуют о неспособности налоговых администраций организовать эффективный налоговый контроль за сбором прямых налогов;

• усиление роли имущественных налогов, имеющих устойчивую налогооблагаемую базу;

• приведение в соответствие с налоговым законодательством иных законов, так или иначе затрагивающих порядок исчисления и уплаты налогов;

• максимальный учет при налогообложении реальных издержек хозяйствующих субъектов, связанных с их производственной деятельностью;

• совершенствование подоходного налогообложения физических лиц, разработки гибкой шкалы налогообложения с учетом инфляционного процесса;

• развитие принципа добровольности при уплате налогов, неотъемлемой частью которого является своевременное информирование налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства, оказание консультационных услуг при исчислении и уплате налогов.

21 Финансовая система страны и характеристика ее звеньев.

Система финансов в целом - это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды.

Финансовая система конкретизирует понятие «Финансы».

Финансовая система – представляет собой совокупность финансовых отношений, выступающих в виде взаимосвязанных и взаимодействующих категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и используют фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, дом.хоз-в, государства.

Финансовую систему можно представить в форме 6 элементов (первые 3 элемента представляют собой – централизованные финансы – важная часть фин.системы. они находятся в собственности гос-ва и объединяют БС (федер., региональные, местные бюджеты) и внебюджетные спец.фонды, остальные (4-6) – децентрализованные финансы – составляют основу фин.системы, объединяют фин.предприятий и фин. дом.хоз-ва):

1) Бюджетная система строится по принципам федеративного устройства гос-ва (3-х уровневая)

- Федеральный бюджет, бюджет гос. внебюдж фондов

- бюджет субъектов Федерации (89)(или субнациональные бюджеты) и терр.

- бюджет муниципальных образований (местные бюджеты)

Каждый бюджет состоит из доходов и расходов. 89% доходов – налоги. Функции и расходы совпадают. Субъекты Федерации неоднородны. Все элементы бюджетной системы имеют разную значимость с т.зр. перераспределения и распоряжения той доли ден. фондов гос-ва, к/ая попадает в бюджеты каждого уровня. Главная проблема взаимосвязи м/у бюджетами – учет принципов централизма и децентрализма.

Бюджет любого уровня БС можно рассматривать с 3-х точек зрения.:

1. Бюджет – это эк.отношения м/у хозяйств-ми субъектами по поводу перераспределения бюджетного фонда гос-ва (той части ВВП, к/ая связана с формированием финансового плана страны).

2. Бюджет это фин.план страны, т.е. роспись гос. доходов и расходов (бюджетная смета).

3. бюджет – это взаимосвязи м/у центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями по поводу формирования их доходных статей и финансирования их расходных полномочий.

Др. словами, бюджет можно рассматривать как: 1.финансы. 2.бюджетный план. 3.элемент фин.ресурсов.

Функции любой категории – есть проявление её сущности. (С т.зр. функций – финансы и бюджет можно трактовать одинаково).

ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА:

1. образование бюджетных доходов или фонда ден-х средств в распоряжении того или иного уровня БС.

2. использование бюдж-го фонда, или бюдж-е расходы, или фин-е ф-й бюджета определенного уровня.

3. контрольная ф-я

2) Внебюджетные фонды (нах-ся за рамками бюджетного процесса. Их параметры утверждаются Гос.думой и Советом Федерации:

- Пенсионный фонд;

- Мед. страхование

- Соц. страхование

3) Государственный кредит предполагает, что гос-во выступает в 3-х функциях:

- кредитора; - заёмщика; - гаранта }- сделок гос.институтов и негос-ых хозяйс-их субъектов.

4) Финансы предприятий (децентрализованные финансы) – здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предп-й во многом зависит общее фин-е положение страны

5) Финансы домашних хозяйств

6) Страхование (рыночное); (финансовые институты)

т.к. страхование в России находится в зачаточном состоянии (низкий НД), то 6-ым элементом является – Финансовые потоки институтов финансового рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: