Форма правления – это способ организации высшей власти государства. Она оказывает влияние как на структуру верховных государственных органов, так и на принципы их взаимодействия. Так, различают монархию и республику, главное различие которых состоит в процедуре и условиях замещения поста главы государства.
Монархия – форма правления, при которой:
1) высшая государственная власть сосредоточена в руках одного монарха (короля, царя, императора, султана и т. п.); 2) власть наследуется представителем правящей династии и выполняется пожизненно; 3) монарх осуществляет функции как главы государства, так и законодательной, исполнительной власти, контролирует правосудие.
Монархическая форма правления имеет место в ряде государств мира (Великобритания, Нидерланды, Япония и др.).
Монархии могут быть двух видов:
1) абсолютная – верховная власть по закону полностью принадлежит монарху. Главным признаком абсолютной монархии считают отсутствие государственных органов, которые ограничивают власть правителя;
|
|
2) ограниченная – может быть конституционной, парламентской и дуалистической.
Конституционная монархия – такая, при которой имеется представительный орган, значительно ограничивающий власть монарха. Чаще всего это ограничение осуществляется конституцией, которая утверждается парламентом.
Признаки парламентской монархии:
1) правительство формируется из представителей партий (или партии), которые получили большинство на выборах в парламент;
2) в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха практически отсутствует (имеет символический характер).
При дуалистической монархии:
1) государственная власть и юридически, и на практике разделена между правительством, которое формируется монархом и парламентом;
2) правительство, в отличие от парламентской монархии, не зависит от партийного состава парламента и не ответственно перед ним.
Республиканская форма правления является наиболее распространенной в современных государствах. Ее основные формы – президентская и парламентарная республики.
В президентской республике:
1) президент имеет значительные полномочия и является одновременно главой государства и правительства;
2) правительство сформировывается внепарламентским путем;
3) жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основным признаком этого разделения является большая самостоятельность государственных органов по отношению друг к другу.
Такая форма правления существует, например, в США. Российскую Федерацию так же можно отнести к президентской республике.
|
|
В парламентарной республике:
1) правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним;
2) глава государства выполняет представительские функции, хотя по конституции его полномочия могут быть обширными;
3) правительство занимает основное место в государственном механизме и осуществляет управление страной;
4) президент избирается парламентом и осуществляет свою власть с одобрения правительства.
Существуют также смешанные, гибридные формы правления – полупрезидентские, полупарламентские республики.
9. Социальные функции права.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПРАВА — распространение влияния права на различные участки социальной действительности. Это производимый правом социальный резонанс в общественной жизни. К социальным (неюридическим) функциям можно отнести: 1) аксиологическую, или культурологическую, означающую, что право как явление мировой и национальной культуры, аккумулирует ценности демократии и свободы, духовные ценности общества; 2) информативно-познавательную, указывающую на информационно-эвристический потенциал права; 3) функцию социального контроля, свидетельствующую об управляющих возможностях права; 4) цивилизующую или воспитательную, указывающую на то, что право выступает мощным средством социализации как для отдельной личности, так и для социальных общностей людей; 5) функцию согласования интересов, отражающей тот факт, что право воспринимается как способ фиксации в законодательстве состояния уравновешенности (гармонии) социально типичных интересов. В этом смысле получившая изначальный импульс в трудах Р. Иеринга, Н. М. Коркунова, С. И. Муромцева и последствие теоретически обоснованная в трудах западноевропейских и американских юристов (Паунд, Эрлих, Жени, Салейль и др.) концепция права как инструмента (социально-юридического средства) «уравновешивания интересов» обретает научную ценность и практическую пользу в современной юридической теории и практике. Признание за правом функции согласования различных интересов означает, что право (нормы права) постольку способно оказывать воздействие на интересы, обеспечивая их упорядочение, согласование, поскольку оно способно оказывать регулирующее воздействие на деятельность и поведение людей. Право не могло бы выполнять регулятивную и охранительную функции, если бы ему имманентно, т.е. объективно, по его природе не была присуща функция согласования интересов. Такой вывод основывается на том, что как бы ни было разнообразно и разнолико право в те или иные исторические эпохи, в тех или иных регионах, странах, правовых ареалах, оно везде и всегда призвано оставаться правом — системой, обеспечивающей решение жизненных ситуаций (С. С. Алексеев). А жизненные ситуации и есть средоточие разнообразных интересов, разграничение, защита, признание которых является главным объектом и целью правового регулирования.