Научная революция XVI–XVII вв

Эскиз новой картины мира, набросанной в XVI в. Коперником и Бруно, получил свое научное обоснование и завершение в XVII столетии. Наибольший вклад в научное обоснование гелиоцентрической теории Коперника, учения о бесконечности Вселенной Бруно, внес великий итальянский ученый Галилео Галилей (1564–1642). Он является основоположником экспериментально-математического метода исследования природы.

В отличие от Коперника профессор математики Падуанского университета в своих научных открытиях отталкивался от экспериментальных наблюдений, математика же служила лишь способом их объяснения. С помощью сконструированного им телескопа в одну из весенних ночей 1610 г. Галилей открыл новую и необъятную Вселенную. Он увидел бесконечное число звезд, разглядел пятна на Солнце, открыл природу лунного света (она сияет светом отраженным от Солнца) и. т. д. Открытия Галилея в области астрономии вызвали ожесточенное сопротивление церкви. До него церковь делала вид, что сумасбродная гипотеза Коперника ее особенно не волнует. Теперь же, когда появились доказательства, подтверждающие эту гипотезу, римская церковь принимает решение запретить пропаганду взглядов Коперника. Начинаются преследования его сторонников. В 1633 г. Галилей был привлечен к суду римской инквизицией и вынужден был публично отречься от своих «заблуждений». Инквизиции удалось помешать развитию науки в Италии и на несколько столетий обеспечить ее отставание от других Европейских стран.

В протестантских странах, где церковь не имела контроля над государством, условия для развития науки были более благоприятными. Окончательной и полной победы на том пути, который проложили Коперник, Бруно, Галилей, достиг знаменитый английский ученый И. Ньютон (1642–1727). Объяснение всех предшествующих ему открытий в астрономии, физике и механике, сведение их в единую стройную систему, было осуществлено Ньютоном с помощью открытого им закона всемирного тяготения и трех законов механики (законов движения). С именем Ньютона связана окончательная победа рационалистического понимания мира над религиозным, теологическим. Объяснение мироздания становится причинно-следственным, научно доказуемым.

Признание всеобщности причинно-следственных зависимостей, всеобщего характера движения и его законов стало важным элементом господствующего в науке и философии XVII–XVIII веков механицизма. Механицизм – это мировоззрение согласно которому все, что происходит в мире можно объяснить с помощью механических законов. Важным фактором такого мировоззрения было создание разнообразных машин, изобретение механических часов. Весь мир начал представляться в виде огромного часового механизма, созданного и заведенного великим часовщиком-Богом.

XVII век был замечателен достижениями не только в области астрономии и механики, но во многих других областях науки. Галилей не только первым использовал телескоп, но также изобрел термометр. Его ученик Торричелли изобрел барометр. В начале XVII в. был изобретен микроскоп. Английский ученый – медик Гарвей открыл кровообращение. В математике был изобретен логарифм, создана аналитическая геометрия. Бойлем были заложены основы химии и т. д.

Следствием развития науки было кардинальное изменение во взглядах на мир образованных людей XVII в. Еще в начале столетия они принимали участие в судах над ведьмами, в конце века подобное стало невозможным. В начале века кометы считались чудом, к концу – Ньютон вычислил орбиты некоторых комет, доказав, что они также подчинены действию закона тяготения, как и планеты. Гораздо более скромное место в рамках нового мировоззрения занял Бог. Необходимость в нем возникала тогда, когда вставал вопрос кто запустил весь этот механизм. Ньютон, например, допускал, что планеты первоначально были приведены в движение рукой Бога. Но когда Бог привел в движение планеты и установил закон тяготения, все пошло само собой, без дальнейшей необходимости в божественном вмешательстве.

Другое важное следствие, вытекающее из развития науки – это глубокое изменение в представлениях о месте человека в мироздании. Наука не только превратила библейский центр мироздания – Землю в саттелита Солнца, но и лишила человека его гордого положения «венца творения», центральной фигуры мироздания. Во времена Ньютона приходит ясное понимание того, что Земля всего лишь второстепенная планета около не очень-то выделяющейся звезды. Астрономические расстояния были так огромны, что в сравнении с ними Земля была просто булавочной головкой. Все с большим трудом верилось, что весь громадный механизм мироздания был устроен для блага созданий, обитающих на маленькой плате в бесконечной Вселенной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: