Основные достижения натурфилософии эпохи Возрождения

В период Возрождения формируются новые философские направления: пантеизм и деизм. С точки зрения пантеизма Бог- это то же самое, что и мир. Значение этой идеи для эпохи, когда слишком любознательных сжигали на кострах, трудно переоценить. Благодаря идее пантеизма познание природы становилось менее опасным занятием: ведь постигая природу исследователь как бы постигает божество. По выражению Джордано Бруно, «природа есть Бог в вещах».

Начало натурфилософии восходит к Бернардино Телезио (1509-1588), который изучает природу в соответствии с ее собственными началами, исключая божественное начало из природы. У Франческо Патриции (1529-1597) первоначало всех вещей – «пространство, свет, поток и тепло», а всеохватывающий и всепроникающий свет демонстрирует единство мира и Бога. Бог сливается с природой, природа обожествляется. Парацельс (1493-1541) видит в природе некое живое целое, пронизанное магическими силами. Николай Кузанский (1401-1464), решая проблему соотношения мира и Бога в философском дискурсе, считает, что Единое есть все, отождествляет единое и беспредельное, центр и окрестности космоса – мир не имеет пределов. Человек силой своего ума раскрывает Мир в его понятиях, только соприкасаясь с миром природы. Бесконечная сущность вещей указывает познанию процесс восхождения от конечного, чувственного мира к постижению бесконечной его сущности. Конечно, видный церковный деятель, кардинал Кузанский не уравнивает Бога и природу, он не сомневается в высшем бытии Бога. Однако он настаивает на постоянном присутствии Бога в природе.

Новое естествознание и науки, подготовленные развитием философии гуманизма, обеспечивали обоснованную веру человека в способность познать мир и самого себя. Это получило отражение в работах Леонардо да Винчи (1452-1519), Николая Коперника (1473-1543) и Джордано Бруно (1548-1600), которые подготовили научную революцию XVII в.

Николай Коперник математически обосновал новую, гелиоцентрическую картину мира. Не столько опытные наблюдения (телескопа тогда еще не было), сколько математические вычисления убедили его, что гипотеза: «Земля вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца»более легко и намного точнее объясняет установленные астрономические факты, чем геоцентрическая картина мира (Аристотеля-Птоломея). В основе последней лежало представление о неподвижности Земли, вокруг которой вращаются небесные сферы с помещенными в них светилами.

Естественно, что эти идеи не понравились церкви, так как религиозное учение основано на представлении о Земле как Богом избранной планете и о привилегированном положении человека во Вселенной. Между тем, Копернику не удалось до конца преодолеть традиционные религиозные представления. Его гипотеза содержала два фундаментальных заблуждения: 1) Коперник разделял господствующее убеждение о конечности мироздания; 2) Хотя Земля перестала быть у Коперника центром Вселенной, но в принципе такой центр сохранился. Им становилось Солнце. Эти ошибочные взгляды Коперника удалось преодолеть замечательному итальянскому мыслителю Джордано Бруно.

С позиций последовательного пантеизма Бруно решительно утверждает бесконечность природы, сознательно обосновывает вывод о бесконечности пространства и бесконечности миров. Именно с идей множества миров связывают вклад Бруно в историю науки. Он писал:«Я считаю недостойным могущества божества мнение, будто оно, обладая способностью создавать бесконечные миры, создало один конечный мир... Я провозглашаю существование бесчисленных отдельных миров, подобных миру этой Земли. Они образуют бесконечную Вселенную в бесконечном пространстве». Этот смелый вывод Бруно разбил хрустальную крышу якобы Богом созданной и ограниченной в пространстве Вселенной и раздвинул ее пределы до бесконечности. Церковь ему этого не простила. Бруно был сожжен на костре инквизицией.

И хотя в эпоху Возрождения церковь постепенно утрачивает свое влияние, а сфера внерелигиозной жизни расширяется, не стоит думать, что все философы данной эпохи были атеистами. Конечно, атеизм – характерное явление для данной эпохи. Однако в целом философия Возрождения остается религиозной философией. Действительный поворот в философии, который произошел в то время, следует описывать скорее как возвышение человека до уровня Бога, чем как ниспровержение Бога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: