1. Что такое научный метод?
2. Чем критическое исследование отличается от поискового и воспроизводящего?
3. Какие существуют виды научных гипотез?
4. В чем особенности идиографического и номотетического подходов?
5. Каковы особенности основных эмпирических методов (наблюдения, эксперимента, измерения, коммуникативного метода)?
Литература к семинару:
· Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия./сост. А.А.Печенкин, М., 1996. Раздел 4-6.
· Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. М., 1997, Глава 1.
· Роджерс К. К науке о личности //История зарубежной психологии (30 - 60 годы ХХ века). Тексты., М, МГУ, 1986.
· Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994, часть 5.
· Перлз Ф. Опыты психологии самопознания. М., 1993, Часть 1, гл.1.
ТЕМА 3. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
ЗАНЯТИЕ 1
1. Какие личностные качества отличают психолога-экспериментатора от психолога-практика (по Р. Кеттеллу)?
2. В чем особенности «понимающей» и экспериментальной психологии?
3. Какую классификацию методов психологического исследования предложил Б.Г. Ананьев?
4. Каковы причины типичных ошибок наблюдения?
5. Почему беседа может считаться специфически психологическим методом исследования?
ЗАНЯТИЕ 2
1. Как связаны теоретические позиции исследователей с характером интерпретации данных эксперимента.
2. Какие критерии используются для оценки свободных ассоциативных реакций.
3. Чем отличаются синтагматические ассоциативные реакции от парадигматических?
4. Укажите различие между центральными и периферическими ассоциативными реакциями.
5. Что собой представляет парный ассоциативный эксперимент?
6. Почему направленный ассоциативный эксперимент оценивает уровень речевого развития?
7. Укажите критерии оценки результатов направленного ассоциативного эксперимента.
8. Можно ли с помощью направленного ассоциативного эксперимента оценить умственные особенности испытуемых.
9. Перечислите основные показатели цепного ассоциативного эксперимента
10. О каких изменениях речемыслительной деятельности можно судить по показателям цепного ассоциативного эксперимента.