Простой ассоциативный эксперимент

Наиболее простым опытом, воспроизводящим как бы модель наиболее простого, элементарного мыслительного процесса является опыт с так называемой простой словесной реакцией или так называемый ассоциативный эксперимент.

Поместив испытуемого в возможно более спокойную обстановку, экспериментатор уславливается с ним, что на каждое данное им слово (слово – раздражитель) испытуемый будет тотчас же отвечать первым, попавшимся ему словом (слово – реакция). Слово – раздражитель может предъявляться испытуемому устно (слуховой путь).

В такой простой словесной реакции нас интересует несколько моментов. Прежде всего, речь должна идти о скорости, с которой испытуемый ответил на слово – раздражитель экспериментатора. Эта скорость, то есть промежуток времени, протекший от момента подачи раздражения до момента словесной реакции, может указать нам на сложность происходящего при такой реакции центрального процесса – соединения одной системы (слово – раздражитель) с другой (слово – реакция). Для исследования скорости речевой реакции мы можем прибегнуть к нескольким способам. Наиболее простой прибор, который мы можем использовать в этом случае, - это обычный секундомер. Он представляет собой часы, разделённые на определённое количество делений (обычно 60). Большая стрелка секундомера обегает весь круг ровно в одну минуту, проходя, таким образом, каждое из 60-ти делений в одну секунду. В свою очередь каждое из этих делений разделено не пять частей, каждая из которых равна, таким образом, 1/5 доли секунды. Нажимая на шляпку секундомера, мы пускаем стрелку в ход. Второй нажим останавливает её, третий возвращает на место.

Обычно для опытов с простыми речевыми реакциями бывает достаточен такой секундомер, который экспериментатор нажимает при подаче раздражения и останавливает при реакции испытуемого. Для более точных измерений можно пользоваться хроноскопом.

Однако, наше внимание в этом опыте обращает на себя не только скорость словесной реакции, но и её содержание. Отвечая словом – реакцией на слово – раздражитель, испытуемый может дать самые разнообразные содержания слова – реакции; содержание слова – раздражителя может ассоциироваться у него с самым различным содержанием слова – реакции. Так, испытуемый может ответить на данное конкретное слово – раздражитель реакцией конкретного содержания, непосредственно взятой из ближайшего опыта, воспроизводящего ближайшие влияния среды; с другой стороны, он может дать ответ, стоящий в более сложном соотношении с содержанием раздражителя и воспроизводящий более сложную комбинацию из прежнего опыта: таковы более сложные ассоциации, из которых можно выделить: реакции, основанные на подчеркивании определённого соотношения (например, часть – целая, причина – следствие), или какое-либо отношение испытуемого субъекта к содержанию слова – раздражителя и т.п.

Что особенно важно для постановки наших опытов, это тот факт, что между временем и содержанием словесных реакций мы можем установить некоторую связь. Чем сложнее ассоциативная реакция, тем больше времени на нее затрачивается.

Чтоб доказать это, поставим следующий опыт: сначала дадим испытуемому инструкцию – давать на услышанное им слово любую, самую простую, первую пришедшую в голову, словесную реакцию; затем усложним опыт и, предъявляя испытуемому словесный раздражитель, будем требовать от него ассоциативной реакции, произведённый на основе хотя бы принципа: дать реакцию относящуюся к раздражителю, как целое к части.

Если мы проведём целый ряд таких опытов (скажем, по 25 реакций каждой группы), мы увидим, что реакции первого типа протекают, в общем и целом значительно скорее, чем реакции второй группы.

На время протекания ассоциативных процессов оказывают влияние не только их сложность, но и иные привходящие моменты, например степень их эмоциональности.

Если мы будем давать испытуемому, среди индифферентных для него раздражителей, раздражители, носящие на себе отпечаток некоторой аффективности, близкие и интимныедля испытуемого, мы заметим что такие раздражители протекают значительно медленнее, нежели остальные, - мы встречаемся с фактом их торможения. Торможение это оказывается настолько сильным, что сказывается даже на реакциях, непосредственно следующих за ними: этот факт, который мы можем проследить на любом опыте, называется последовательным торможением или персеверацией. На основании таких симптомов мы часто можем судить о месте данного содержания словесной реакции в общей системе поведения испытуемого. Такие случаи бывают особенно тогда, когда слово – раздражитель задевает какие-нибудь аффективно – окрашенные стороны жизни испытуемого, о которых тот не хотел бы говорить или которые были ещё прежде заторможены, в силу их отрицательного характера. В таких случаях ассоциативная реакция оказывается резко задержанной, и мы говорим, что испытуемый дал нам тормозную реакцию.

Упражнение № 1. Провести простой ассоциативный эксперимент, получив ассоциативные реакции на 25 слов – раздражителей. Измерить время ассоциативных реакций с помощью секундомера.

Упражнение № 2. Провести простой ассоциативный эксперимент получив ограниченные ассоциации (часть – целая причина следствия и т.п.).

Упражнение № 3. Сравнить среднюю быстроту протекания ассоциативных реакций в случае свободных и ограниченных ассоциаций (часть целая, причина следствия и т.п.).

Упражнение № 4. Поставив опыт с записью 25-ти словесных ассоциативных реакций, указать на случаи торможения и последовательного торможения, имеющие в своей основе эмоциональный характер данной ассоциативной реакции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: