double arrow

Непрерывные ассоциации (цепные речевые реакции)


Если мы желаем более подробно изучить процесс ассоциации словесных реакций, не останавливаясь на одном звене – единичной словесной реакции, мы можем прибегнуть к другому способу. Мы можем дать испытуемому некоторое слово-раздражитель и за тем просить его непрерывно ассоциировать, одно за другим, целую цепь слов, так, чтоб каждая реакция сама по себе вызывала следующую словесную реакцию. Таким образом, мы получаем целую цепь словесных реакций, даваемых испытуемым, причём в инструкцию мы можем включить просьбу ассоциировать совершенно свободно, не стесняя свой ряд ассоциаций какими-либо особыми требованиями.

Если мы продолжим этот опыт, скажем, в течение двух минут, то мы получим 30 – 50 (и больше) слов, сказанных или написанных испытуемым. Анализируя их, мы найдём, что все они стоят в определенной связи один с другим.

Уже самый поверхностный анализ укажет нам на существование нескольких основных тенденций в таком непрерывном ассоциативном словесном ряде. Так, например, одни испытуемые будут долго придерживаться слов, непосредственно связанных с данным раздражителем, например: дерево (раздражитель) – липа – береза – клён – дуб – листья – корни – кора и т.д. (объективный тип ассоциаций); другие будут давать отходящие от объекта ассоциативные реакции, приближающиеся к моментам, характеризующим самого объекта, например: дерево (раздражитель) – высокое – летать – любить – плакать – страдать – радоваться – мечтать – забыть (субъективный тип ассоциаций). Анализируя в других направлениях можно отметить и другие типы ассоциативных реакций, например, конкретно-описательный, рецепторный тип и абстрактно перерабатывающий, «центральный» тип и т. п.




Если подсчитывать число ассоциативных реакций, даваемых различными испытуемыми в одну или две минуты, можно учесть и среднюю относительную скорость того и другого типа ассоциативных реакций, что даёт указание как на индивидуальные различия в скорости ассоциативных процессов, так и на различное протекание ассоциативных процессов неодинаковой сложности.

Упражнение № 5.Записать непрерывные ассоциативные (ценные) реакции на протяжении двух минут. Разобрать основной тип данных ассоциативных реакций; установить среднюю скорость каждого ряда.







Сейчас читают про: