Список определений оценочного характера

· Проблема научная, фундаментальная, актуальная, насущная, важная, ключевая, ведущая, острая, частная, глобальная, надуманная, неразрешимая.

· Вопрос актуальный, принципиальный, теоретический, практический, общий, конкретный, важный, коренной, сложный, спорный, правомерный.

· Цель важная, главная, основная, научная, практическая, конкретная, реальная, поставленная, указанная.

· Задача первоочередная, ближайшая, конечная, поставленная, намеченная, коренная, узловая, особая, конкретная, определенная.

· Направление ведущее, главное, решающее, основное, генеральное, важнейшее,

правильное, ошибочное, избранное, намеченное, указанное, следующее.

· Изучение объективное, экспериментальное, теоретическое, практическое, сравнительное, опытное, непосредственное, специальное, длительное, постоянное, систематическое, дальнейшее, углубленное, интенсивное, глубокое, всестороннее, детальное, тщательное, внимательное.

· Исследование научное, объективное, теоретическое, экспериментальное, опытное, общее, конкретное, классическое, фундаментальное, всестороннее, систематическое, обширное, углубленное, глубокое, детальное, подробное, актуальное, серьезное, сложное, ценное.

· Путь (изучения) простой, сложный, неправильный, верный, рациональный, оптимальный; опытным путем; путем тщательного анализа, длительного изучения, всестороннего наблюдения.

· Наблюдения научные, объективные, специальные, визуальные, точные, тщательные, многочисленные, многократные, постоянные, регулярные, важные, глубокие, дальнейшие, непосредственные, простые, сложные, данные, указанные, проведенные.

· Эксперимент аналогичный, подобный, проверочный, новый, важный, интересный, блестящий, убедительный, уникальный, успешный, намеченный, задуманный, проведенный.

· Анализ научный, объективный, конкретный, проведенный, всесторонний, обстоятельный, полный, исчерпывающий, детальный, сравнительный, тщательный, точный, глубокий.

· Материал научный, экспериментальный, справочный, статистический, фактический, собранный, систематизированный, полученный, имеющийся, использованный, большой, богатый, обширный, разнообразный, достаточный, достоверный, неподходящий.

· Данные опытные, косвенные, конкретные, расчетные, цифровые, современные, последние, прежние, точные, проверенные, исчерпывающие, полные, дополнительные, полученные, исходные, ценные, надежные, убедительные.

· Факт реальный, конкретный, общеизвестный, достоверный, неопровержимый, несомненный, бесспорный, очевидный, убедительный.

· Информация точная, исчерпывающая, полная, подробная, накопленная, существенная, важная, ценная, необходимая, получаемая, оперативная, достаточная, новая, текущая.


приложение 7

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

1. Что понимают под нормативами научного мышления?

2. Как определяются понятия психологической гипотезы и гипотетико-дедуктивного метода?

3. Чем в психологии различаются понятия эмпирической законо­мерности и экспериментально установленного факта?

4. Для чего необходимо планирование эксперимента?

5. Как предварительно определить различие между психологичес­кой закономерностью и законом?

6. Как следует понимать высказывание о том, что психологическое экспериментирование позволяет реконструировать ненаблюдаемые базисные процессы?

7. Как соотносятся представления о психологическом и поведен­ческом экспериментах, о естественнонаучном эксперименте и пси­хологическом экспериментировании?

8. В чем заключается основное отличие экспериментального метода от метода наблюдения?

9. В чем заключаются основные условия для реализации причинно­го вывода?

10. Что такое каузальная гипотеза и какие переменные присутству­ют в формулировках экспериментальной гипотезы?

11. Что такое конкурирующие теории и конкурирующие гипотезы? Каковы их источники?

12. Как осуществляется управление независимыми переменными в психологическом эксперименте?

13. В чем заключается основное различие между интраиндивидуальными и межгрупповыми схемами психологических экспериментов?

14. Чем определяется возможность распространения выводов об эк­спериментальной зависимости на других испытуемых?

15. Как определить различие между дополнительными и побочны­ми переменными?

16. Каковы основные четыре критерия классификации эксперимен­тальных планов?

17. Что означают стратегии рандомизации в психологическом экс­перименте?

18. Какие исследовательские схемы относят к доэкспериментальным планам?

19. Для чего вводится предварительное измерение ЗП и как контро­лируются «эффекты тестирования»?

20. Как схематически представить основные истинные эксперимен­тальные планы (по Кэмпбеллу)?

21. Каковы основные угрозы внутренней валидности в экспериментах и формы их контроля?

22. Как связаны оценки репрезентативности испытуемого, выбо­рок испытуемых с обобщениями на основе психологических экспе­риментов?

23. В чем отличие сопутствующего смешения от систематического? Как представлен эффект плацебо с точки зрения контроля смешений?

24. Как выглядит общая схема контроля сопутствующего смеше­ния?

25. Как определить четыре основных вида валидности эксперимента?

26. Каковы два основных источника угроз внутренней валидности?

27. Каковы основные направления оценки соответствия перемен­ных при обсуждении внешней валидности экспериментов?

28. Как понимать принцип открытости гипотезы для дальнейшей проверки?

29. В чем сходство и различия между понятиями конструктной и внешней валидности, внешней и внутренней валидности?

30. Как оценка операциональной валидности связана с определе­нием типа эксперимента?

31. Каковы основные источники недостоверных, или артефактных, выводов?

32. На основании чего можно делать широкие обобщения при про­ведении экспериментов?


приложение 8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: