Тематика контрольных работ для студентов заочной формы обучения

1. Основные общенаучные исследовательские методы.

2. Эмпирические методы в психологии.

3. Организация и проведение экспериментального исследования.

4. Экспериментальные переменные и способы их контроля.

5. Экспериментальное общение

6. Личность испытуемого и ситуация эксперимента.

7. Экспериментатор: его личность и деятельность.

8. Психологическое тестирование, его структура.

9. Психологический тест. Основные психометрические характеристики.

10. Классификация методов психодиагностики. Применение тестов в ситуации эксперимента.

11. Проблема валидности экспериментального исследования.

12. Надежность, виды надежности.

13. Планы психологического эксперимента.

14. Квазиэкспериментальные планы

15. Корреляционное исследование. Типы и контроль в корреляционном исследовании.

16. Начало лабораторного эксперимента в психологии.

17. Экспериментальная психология: понятие, задачи, методы.

18. Интерпретация и представление результатов.

19. Этические принципы проведения исследований на человеке.

20. Специфика метода измерения в психологии.

21. Алгоритм научного исследования. Этапы и виды научного исследования.

22. Методы обработки данных.

23. Гипотеза, понятие, виды.

24. Исторический очерк становления и развития экспериментальной психологии.

25. Основные виды эксперимента. Сравнительный анализ.

26. Репрезентативность и ее роль в эксперименте.

27. Факторы внешней и внутренней валидности.

28. Способы контроля и улучшения, оптимизация эксперимента.

29. Протоколирование и документация экспериментально-психологического исследования.

30. Классы экспериментов, основные особенности и преимущества.

31. Экспериментальная выборка. Правила формирования.

32. Основные стратегии построения групп в эксперименте.

33. Научный вывод. Артефакты и контроль.


приложение 9

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ИТОГОВОГО ТЕСТА

ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

1. Экспериментальная психология – это

А) область психологических знаний, добытых эмпирическими методами;

Б) научная дисциплина, которая занимается проблемой методов психологического исследования в целом;

В) теория психологического эксперимента, включающая его планирование и обработку, которая базируется на общенаучной теории эксперимента;

Г) научная дисциплина, разрабатывающая теорию и практику психологического исследования, имеющая своим предметом изучения систему психологических методов, среди которых основное внимание уделяется эмпирическим;

Д) а и б;

Е) в и г;

Ж) все ответы верны.

2. Стандартная модель развития науки была предложена

А) Бэконом и Миллем;

Б) Поппером;

В) Куном;

Г) Поппером и Куном;

Д) Бэконом;

Е) Миллем.

3. Стандартная модель развития науки исходит из того, что

А) развитие науки постоянно и непрерывно;

Б) нормальная стадия развития науки сменяется кризисной;

В) научным может быть признано только то знание, которое может быть опровергнуто;

Г) развитие науки хаотично и не поддается моделированию.

4. Автор фальсификационистской модели развития науки:

А) Фрейд;

Б) Кун;

В) Бэкон;

Г) Поппер.

5. Принцип фальсифицируемости научного знания – это

А) принцип проверяемости научного знания практическим путем;

Б) принцип потенциальной опровержимости теории;

В) принцип, отображающий эталон научного исследования для ученых;

Г) принцип, предполагающий, что научное знание должно быть сфабриковано.

6. Согласно взглядам Поппера на развитие науки

А) научным может быть признано только то знание, которое имеет теоретическое обоснование;

Б) научное знание выводится из опыта, который обобщается в теорию;

В) научным может быть признано лишь то знание, которое может быть опровергнуто;

Г) научным может быть только то знание, которое ориентируется на парадигму исследования.

7. Концепция научных революций была предложена:

А) Манном;

Б) Куном;

В) Поппером;

Г) Фейерабендом.

8. Парадигма – это:

А) общепризнанный эталон, пример научного исследования, включающего закон, теорию, практическое применение, метод, оборудование и пр.;

Б) правила и стандарты научной деятельности, принятые в научном сообществе;

В) сложившаяся к определенному историческому моменту практика научных исследований, придерживающихся некоторой традиционной модели организации исследования;

Г) все ответы подходят.

9. Признаком кризисного состояния науки является:

а) господство одной научной теории;

б) существование альтернативных конкурирующих теорий, объясняющих одни и те же факты;

в) появление новой парадигмы исследования;

г) появление фактов, не укладывающихся в общепринятые стандарты и правила;

д) а и г;

е) б и в.

10. Кризис в науке завершается

А) научной революцией;

Б) сменой парадигмы;

В) созданием единой теорией, объясняющей факты;

Г) а и б;

Д) б и в.

11. Психология считается

А) допарадигмальной наукой;

Б) мультипарадигмальной наукой;

В) внепарадигмальной наукой;

Г) вопрос открыт.

12. В психологии доминирует

А) гуманистическая парадигма;

Б) естественно-научная парадигма;

В) психоаналитическая парадигма;

Г) бихевиористская парадигма.

13. К принципам естественной науки не относится:

А) принцип детерминизма;

Б) принцип рациональности;

В) принцип познаваемости;

Г) принцип редукции;

Д) принцип идеализации;

Е) принцип простоты;

Ж) принцип истинности.

14. Суть принципа идеализации сводится к следующему:

А) все явления имеют свою причину;

Б) причины явлений познаваемы;

В) ученый имеет дело не с реальными объектами, а со своими представлениями о них;

Г) ученый должен стремится к идеалу в своей научной деятельности.

15. Внутренняя валидность обеспечивает

А) соответствие реального исследования идеальному;

Б) соответствие реального исследования исследуемой реальности;

В) соответствие идеального исследования исследуемой реальности.

16. Теория – это

А) внутренне непротиворечивая система знаний о части реальности, на доказательном уровне отражающая сущность изучаемого;

Б) принцип фактической проверки гипотезы;

В) система аргументированных взглядов, отражающая понимание изучаемого;

Г) все ответы верны.

17. К компонентам теории не относится:

А) исходная эмпирическая основа;

Б) законы и модели;

В) базис теории;

Г) гипотезы;

Д) теоретические утверждения;

Е) классификации и типологии;

Ж) логика теории;

З) а, в, д, ж

И) б, г, е.

18. Теории верхнего уровня

А) можно непосредственно проверить опытным путем;

Б) не подлежат экспериментальной проверке, но можно проверить опосредованно;

Г) нельзя никак проверить.

19. Гипотезы бывают

А) теоретическими;

Б) экспериментальными;

В) эмпирическими;

Г) научными;

Д) статистическими;

Е) все подходит.

20. Фундаментальное исследование

А) направлено на познание реальности без учета практического эффекта;

Б) проводится с целью получения знания для решения конкретной задачи;

В) направлено на выявление одного наиболее существенного аспекта изучаемого явления.

21. По цели проведения исследования бывают:

А) поисковые;

Б) критические;

В) уточняющие;

Г) воспроизводящие;

Д) а и б;

Е) в и г;

Ж) все ответы верны.

22. К методам теоретического исследования относятся:

А) наблюдение и эксперимент;

Б) моделирование и тестирование;

В) классификация и систематизация;

Г) анализ и синтез.

23. Целью какого вида исследования является обобщение фактов:

А) прикладного;

Б) теоретического;

В) эмпирического.

24. К какому виду психологического исследования относится экспериментальное изучение познавательных процессов:

А) прикладному;

Б) эмпирическому;

В) теоретическому.

25. Результатом прикладного исследования является

А) обобщение фактов и создание теории;

Б) получение фактов для проверки теории;

В) рекомендации, реализация которых должна привести к желаемому эффекту.

26. Предмет экспериментальной психологии

А) развитие психики

Б) разработка психодиагностических методов

В) методы психологического исследования

Г) коррекционные воздействия

27.Основоположник первой психологической лаборатории

А) Ф.Гальтон

Б)В.Вундт

В) У.Джемс

Г) Д.Уотсон

28. К методологическим принципам экспериментальной психологии не относится

А) принцип детерминизма

Б) принцип объективности

В) принцип развития

Г) принцип валидности

29. Показатели полученные после обработки данных называются

А) пилотажными

Б) первичными

В) вторичными

Г) независимыми

30. К организационным методам по классификации Ананьева Б.Г. не относят

А) лонгитюдный

Б) комплексный

В) сравнительный

Г) структурный

31. Наблюдение по классификации Ананьева Б.Г. является

А) интерпретационным методом

Б) организационным

В) методом эмпиричекого сбора данных

Г) методом обработки данных

32. Испытуемый старается угодить экспериментатору, старается ему понравиться – это

А) эффект Хоторна

Б) эффект плацебо

В) эффект аудитории

Г) эффект Барнума

33. В присутствии зрителей изменяется поведение респондентов, что влияет на результаты эксперимента – это

А) эффект последовательности

Б) эффект аудитории

В) эффект плацебо

Г) эффект Розенталя

34. Предположительное суждение о вероятностных закономерностях, которым подчиняется изучаемое явление

А) статистическая гипотеза

Б) общая гипотеза

В) частная гипотеза

Г) нулевая гипотеза

35. Степень соответствия между параметрами метода и оцениваемой деятельности или функции, обоснованность, надежность, ценность научного результата

А) валидность

Б) надежность

В) однозначность

Г) репрезентативность

36. Свойство, характеризующее соответствие истине заключения о причинных отношениях между двумя и более переменными в пределах данного исследования

А) внешняя валидность

Б) внутренняя валидность

В) эмпирическая валидность

Г) теоретическая валидность

37. Ложный искаженный результат исследования, результат воздействия не относящегося к исследованию фактора называется

А) Ретроспективная валидность

Б) эффект Розенталя

В) артефакт

Г) эффект плацебо

38. Если в экспериментальном плане учитываются изменения более чем одной управляемой независимой переменной, такой эксперимент называется

А) идеальный

Б) реальный

В) пилотажный

Г) факторный

39. Нестрогий эксперимент, применяемый в педагогических исследованиях в силу того, что в них трудно выдержать требование случайности отбора экспериментальных объектов, называется

А) факторный

Б) реальный

В) квазиэксперимент

Г) пилотажный

40. Процедура исследования, которая используется для определения того насколько события или характеристики зависят друг от друга.

А) корреляционный метод

Б) организационный метод

В) сравнительный метод

Г) регрессионное исчисление

41. Ассоциативный эксперимент был предложен

А) З.Фрейдом

Б) К. Юнгом

В) Ф.Гальтоном

Г) Ф.Лазурским

42. Эксперимент, который предполагает измерение экспериментатором только одной независимой переменной, зависимая переменная контролируется, другие условия эксперимента остаются неизменными называется

А) лабораторный

Б) реальный

В) идеальный

Г) естественный

43. Переменные, которые экспериментатор в состоянии произвольно (по своему усмотрению) изменять.

А) зависимые

Б) независимые

В) промежуточные

Г) побочные

44. Статистическая шкала, которая отображает отношение расстояний (разностей) между парами объектов

А) шкала отношений

Б) шкала порядка

В) шкала интервалов

Г) номинальная шкала

45. К общенаучным эмпирическим методам не относится

А) наблюдение

Б) эксперимент

В) измерение

Г) моделирование


Приложение 10


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: