§ Подсчитывается общее количество выбранных качеств умножением числа испытуемых на 5.
§ Вычисляется процент выборов, приходящихся на эмоциональные, деловые и моральные качеств (Д, М, Э).
§ групповая сплоченность высокая если Д >= 55% или Д+М >= 60%.
§ групповая сплоченность средняя если М < 55%.
§ В остальных случаях групповая сплоченность низкая, т. е. 35% < М < 55%
Проведите эту методику в конкретной реальной группе. Представьте результаты и их интерпретацию.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Прочитайте в учебнике В.А. Янчука параграф «механизмы групповой динамики» (с.. 541-545). Какие механизмы групповой динамики вам известны и в чем заключается их специфика?
.
.
.
.
.
.
.
.
.
4. Приведите для перечисленных в первом пункте механизмов групповой динамики иллюстрирующий пример (из кинофильмов, известных литературных коллизий или из собственной жизни). Это может быть пример, содержащий несколько механизмов, или несколько примеров для каждого механизма.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Как В.А. Янчук понимает разницу между групповой динамикой и групповыми процессами?
.
.
.
.
.
.
.
5. В хрестоматии Белинской «Социальная психология» прочитайте статью В.Э. Чудновского «О некоторых исследованиях конформизма в зарубежной психологии» (с.. 241). Изложите результаты основных исследований.
.
.
.
.
Там же прочитайте статью Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. «Власть, влияние, лидер» (с. 294). Какой из описанных типов власти вы считаете наиболее эффективным? Почему?
.
.
.
.
Что такое «власть подчиненных»? Приведите пример.
.
.
.
.
Модуль 2.
Тема 5. Самостоятельная работа студентов по теме «Общение как социально-психологический феномен»
1. Почему за последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и в социальной психологии, в частности?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Под функциями общения понимаются те роли или задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны. Существуют разные основания для их классификации. Одним из общепринятых является выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик
Перечислите основные функции общения.
А) ________________________________________________________________
Б) ________________________________________________________________
В) ________________________________________________________________
3. Методы при более глубоком изучении проблемы общения можно систематизировать и сравнивать с помощью данной схемы. Заполните до конца ее и опишите суть этих групп методов
Тип эмпирической информации (получаемых данных) | ||
Тип источника получения данных | Субъективный | Объективный |
Участник изучаемой ситуации | ||
Внешний наблюдатель |
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. В историческом плане можно выделить три подхода к изучению проблемы: информационный (ориентированный на передачу и прием информации); интернациональный (ориентированный на взаимодействие); реляционный (ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотношения). Несмотря на очевидное сходство концепций, терминологии и исследовательской техники, каждый подход опирается на разные методологические традиции и предполагает хотя и взаимодополняющие, но, тем не менее разные аспекты анализа проблемы общения.