Тема 5. Групповые эффекты. 1. Понятие групповых эффектов

План

1. Понятие групповых эффектов

2. Групповые эффекты, относящихся к совместной деятельности

3. Групповые эффекты, влияющие на межличностное взаимодействие.

Основные категории: групповые эффекты, эффект социальной фасилитации, эффект социальной ингибиции, эффект синергии, эффект Рингельмана, эффект «маятника», эффект «пульсара», эффект «мы», и «они», гомогенность, пристрастность, сопричастность, гиперболизация, групповой фаворитизм, групповой эгоиз, эффект «ореола», эффект «бумеранга», эффект конформизма, эффект подражания, эффект волны.

Под групповыми эффектами понимаются механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния.

Эффекты, относящиеся к совместной деятельности

1. Эффект «социальной фасилитации» - усиление мотивации решения задач у членов группы в присутствии значимых для них людей. Полярное понятие – эффект «социальной интуиции» - уменьшение мотивации в присутствии других.

2. Эффект синергии – прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в группу, выражается в групповом результате, превышающем сумму индивидуальных результатов.

3. Эффект Рингельмана – по мере увеличения количества членов группы происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу.

4. Эффект «маятника» - циклическое чередование групповых эмоциональных состояний стенического и астенического состояния влияний степень занятости, стиль руководства, уровень дисциплины, уровень сплочённости группы.

5. Эффект «пульсара» - заключается в резком повышении активности в начале деятельности, затем его спад в связи с усталостью людей и приобретение оптимального уровня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: