План
1. Понятие групповых эффектов
2. Групповые эффекты, относящихся к совместной деятельности
3. Групповые эффекты, влияющие на межличностное взаимодействие.
Основные категории: групповые эффекты, эффект социальной фасилитации, эффект социальной ингибиции, эффект синергии, эффект Рингельмана, эффект «маятника», эффект «пульсара», эффект «мы», и «они», гомогенность, пристрастность, сопричастность, гиперболизация, групповой фаворитизм, групповой эгоиз, эффект «ореола», эффект «бумеранга», эффект конформизма, эффект подражания, эффект волны.
Под групповыми эффектами понимаются механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния.
Эффекты, относящиеся к совместной деятельности
1. Эффект «социальной фасилитации» - усиление мотивации решения задач у членов группы в присутствии значимых для них людей. Полярное понятие – эффект «социальной интуиции» - уменьшение мотивации в присутствии других.
2. Эффект синергии – прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в группу, выражается в групповом результате, превышающем сумму индивидуальных результатов.
3. Эффект Рингельмана – по мере увеличения количества членов группы происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу.
4. Эффект «маятника» - циклическое чередование групповых эмоциональных состояний стенического и астенического состояния влияний степень занятости, стиль руководства, уровень дисциплины, уровень сплочённости группы.
5. Эффект «пульсара» - заключается в резком повышении активности в начале деятельности, затем его спад в связи с усталостью людей и приобретение оптимального уровня.