Содержание темы. Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия.

Общение имеет три стороны – коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Непременными условиями общения являются контакт и отношение. Диалектическую основу общения составляют процесс уподобления и обособления.

Элементы психологической структуры общения: 1) взаимосвязь; 2) взаимовыражение; 3) взаимопонимание; 4)взаимоотношение; 5) взаимоустремление; 6) взаимовлияние; 7)выразительные характеристики общения.

Информация в процессе общения передаётся на 2-х уровнях – сознательном (рациональном) и бессознательном (эмоциональном).

Психологическая составляющая общения включает три момента: что человек говорит, как он говорит и как использует невербальные средства коммуникации.

Человеческое общежитие имеет негативные тенденции, обусловленные властью импульса «мы», унификация поведения и всей сферы общения, в результате чего масса поглощает человека.

Психология выделяет ряд типов людей, которые считаются трудными в общении – агрессивные, жалобщики, молчуны, пессимисты, всезнайки, максималисты, невинные лгуны, ложные альтруисты.

К основным формам межличностного общения относятся императивное, манипулятивное и эгалитарное общение. Ключевыми моментами общения являются слушании, понимание, действие, самовыражение и чувственный фон общения.

Основными коммуникативными умениями являются: говорение; слушание; понимание; контроль себя в общении; гибкое изменение стиля поведения в зависимости от ситуации; чтение и понимание невербальных реакций; распознавание форм психологической защиты; соблюдение этических норм взаимодействия.

Основная литература

  1. Крысько В.Г. Социальная психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006.
  2. Морозова А.В. Социальная психология. – М.: Проспект, 2008.
  3. Мокшанцев Р.И. Социальная психология. – М.: Инфра – М, 2001.
  4. Тавдгиридзе Л.А. Деловое общение. Учебное пособие. – Воронеж: ИММиФ, 2006.
  5. Аминов И.М. психология делового общения. Учебное пособие. – М.: Омега – Л., 2006.

Дополнительная литература

  1. Психологическая энциклопедия/ под ред. Р. Коршни, А.Ауэрбаха. – МПб.: Питер, 2003.
  2. Деловое общение. Деловой этикет. Учебное пособие/ И.Н. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004.
  3. Психология и этика делового общения. Учебник/ под ред. В.Н.Лавриненко – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: