Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия.
Общение имеет три стороны – коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Непременными условиями общения являются контакт и отношение. Диалектическую основу общения составляют процесс уподобления и обособления.
Элементы психологической структуры общения: 1) взаимосвязь; 2) взаимовыражение; 3) взаимопонимание; 4)взаимоотношение; 5) взаимоустремление; 6) взаимовлияние; 7)выразительные характеристики общения.
Информация в процессе общения передаётся на 2-х уровнях – сознательном (рациональном) и бессознательном (эмоциональном).
Психологическая составляющая общения включает три момента: что человек говорит, как он говорит и как использует невербальные средства коммуникации.
Человеческое общежитие имеет негативные тенденции, обусловленные властью импульса «мы», унификация поведения и всей сферы общения, в результате чего масса поглощает человека.
|
|
Психология выделяет ряд типов людей, которые считаются трудными в общении – агрессивные, жалобщики, молчуны, пессимисты, всезнайки, максималисты, невинные лгуны, ложные альтруисты.
К основным формам межличностного общения относятся императивное, манипулятивное и эгалитарное общение. Ключевыми моментами общения являются слушании, понимание, действие, самовыражение и чувственный фон общения.
Основными коммуникативными умениями являются: говорение; слушание; понимание; контроль себя в общении; гибкое изменение стиля поведения в зависимости от ситуации; чтение и понимание невербальных реакций; распознавание форм психологической защиты; соблюдение этических норм взаимодействия.
Основная литература
- Крысько В.Г. Социальная психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006.
- Морозова А.В. Социальная психология. – М.: Проспект, 2008.
- Мокшанцев Р.И. Социальная психология. – М.: Инфра – М, 2001.
- Тавдгиридзе Л.А. Деловое общение. Учебное пособие. – Воронеж: ИММиФ, 2006.
- Аминов И.М. психология делового общения. Учебное пособие. – М.: Омега – Л., 2006.
Дополнительная литература
- Психологическая энциклопедия/ под ред. Р. Коршни, А.Ауэрбаха. – МПб.: Питер, 2003.
- Деловое общение. Деловой этикет. Учебное пособие/ И.Н. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004.
- Психология и этика делового общения. Учебник/ под ред. В.Н.Лавриненко – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.