Типология государства — это его специфическая классификация, проводимая в основном с помощью двух подходов: формаииопного и цивилизационного.
В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический последнее время к ним добавляют еще два: азиатский способ производства и прафеодалиэм).
Достоинства данной типологии:
1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;
2) показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства,
Слабые стороны:
1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда «вписывается?- в начерченные для нее схемы;
2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.).
|
|
Переход от одной формации к другой носит объективный хар-р. Смена формаций обусловлена противоречием между произв силами и производит отношениями (по Марксу)
Экономический строй-базис. Гос-во и право-надстройка. Замена базиса ведет автоматически к замене надстройке. Историч процесс- закономерная смена общ-эк формаций, из этого вытекает смена различных типов госва
Основоположником цивилизационной типологии является английский историк А. Тойнби.
В основе цивлизационной типологии лежит совокупность самых разнообразных факторов, таких, как экономика, политика, демография, культура, религия, социальная и национальная структура населения, географические и природно-климатические особенности, уровень технического развития и др. Базовой категорией цивилизационной типологии выступает цивилизация как совокупность материальных, научных, политико-правовых, культурных и других достижений общества. Цивилизации отличаются друг от друга прежде всего культурным и историческим наследием, а также другими элементами, включая присущий каждой цивилизации тип государства и А. Тойнби выделяет в мировой истории несколько десятков цивилизаций: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, сирийскую и др. Цивилизации, по его мнению, не связаны между собой общими закономерностями и существуют автономно, лишь иногда взаимодействуя друг с другом.
права.