Международная компания - это крупная компания или их объединение с многонациональной структурой, осуществляющая основную часть своей экономической деятельности (инвестиции, производство, сбыт и т.д.) за пределами страны, в которой она зарегистрирована (транснационально), контролируемая из одного центра, использующая локальные преимущества местных рынков и децентрализацию менеджмента
Критерии (по ЮНКТАД/ООН)
-филиалы - не менее чем в 6-ти странах мира
-годовой объем продаж - не менее 100 млн. долл.
-заграничные операции - 1/5-1/3 общего торгового оборота
-доля зарубежных активов - не менее 25%
-включает хозяйственные единицы 2 или более стран
-проведение согласованной политики и осуществление общей стратегии через один или более руководящий центр
-обеспечение взаимообмена знаниями, ресурсами и ответственностью между подразделениями компании
-контроль подразделений со стороны головной компании путем участия в их капитале, собственности (не менее 10% обыкновенных акций)
Индекс транснациональности компании характеризует, насколько значимыми являются зарубежные операции для данной ТНК (чем он выше, тем больше значимость)
Индекс транснациональности компании = [(доля зарубежных активов в совокупных активах ТНК) + (доля занятых в зарубежных филиалах ТНК к общему числу занятых ТНК) + (доля зарубежных продаж в общем объеме продаж ТНК)] / 3
Виды международных компаний:
- Транснациональные (ТНК) - головная компания принадлежит одной стране (капитал национального происхождения), а процесс производства, разбитый на части, размещается в разных странах.
- Многонациональные (МНК) - головная компания принадлежит разным странам (капитал много-национального происхождения), а процесс производства полностью переносится в принимающие страны.