Ситуация для анализа. В 1993 г. в журнале Industry Week подразделение The Rosemount Measurement Division группы Fisher-Rosemount Group из компании Emerson Electric Company было

В 1993 г. в журнале Industry Week подразделение The Rosemount Measurement Division группы Fisher-Rosemount Group из компании Emerson Electric Company было названо одним из лучших предприятий Америки. После получения сертификата ISO в том году там в каждом отделе по крайней мере раз в год стал проводиться внутренний аудит. В ходе аудита проверяется соответствие деятельности отдела заданным стандартам. Отклонения, выявленные в ходе аудита, сообщаются работникам участка, где требуется выполнить корректирующие действия. Каждое корректирующее действие проверяется примерно через месяц после сообщения о том, что оно выполнено. При применении большинства систем ISO 9000 отдел качества, как правило, специально не выделяет сотрудников, отвечающих за выявление недостатков в системе. Но если руководитель отдела Rosemount не торопится устранять отклонение, его фамилию начинают печатать красными буквами, и она мигает на экране компьютера, привлекая к себе внимание.

Другими словами, человек в этом случае отвечает не за фактическую проблему, а за опоздание с ее решением. Поэтому все отклонения устраняются своевременно. Поскольку команды аудиторов посещают каждый участок организации, они начинают очень хорошо разбираться в том, какие отделы лучше всего выполняют контрольные функции, связанные с процессами. В целом большинство аудиторов стараются проявлять нейтральность, а система Rosemount обеспечивает полноту обратной связи и информации. На заседаниях после проведения аудита сначала сообщают о положительных отклонениях, благодаря чему деятельность любого отдела можно оценить на основе лучших приемов, которые он применяет по отдельным категориям процессов. В других категориях требуются некоторые улучшения, и тогда аудиторы могут предложить сотрудникам проверенного отдела посетить другие отделы, в которых по тем категориям, где есть отставания, показываются более высокие результаты. Аудиторы пытаются помочь отделам учиться друг у друга, а не заниматься самостоятельно изобретением колеса. Каков результат такого подхода? Внешние аудиторы сообщили группе, отвечающей за качество, что Rosemount добилось огромного прогресса за те два года, что в нем используют метод обратной связи и доводят лучшие приемы до всех отделов.


ТЕМА 8. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

Экономика качества. Технология экономики качества. Механизм управления затратами на качество. Затраты на качество.

Экономика качества - часть финансовой системы предприятия, которая призвана решать экономические задачи в области управления качеством и обеспечения конкурентоспособности продукции.

Технология экономики качества – совокупность экономических механизмов, объединенных единым алгоритмом управления в целях обеспечения заданного качества процесса (продукции).

Механизм управления затратами на качество – совокупность методов и инструментов, используемых для классификации, планирования, учета, анализа и оценки затрат на качество.

Затраты на управление качеством – совокупные расходы предприятия, связанные с предупреждением несоответствий, контролем и мониторингом процессов, ликвидацией несоответствий, включают:

1. Предупредительные затраты – затраты на исследование, предупреждение и снижение риска появления несоответствия или дефекта.

2. Оценочные затраты – стоимость оценивания достижения требуемого качества, включающая также стоимость контроля, выполняемого на любой стадии петли качества.

3. Издержки вследствие внутренних отказов – затраты на ликвидацию несоответствий, обнаруженных в процессах на любой стадии производства.

4. Издержки вследствие внешних отказов – затраты на ликвидацию несоответствий, обнаруженных после поставки продукции потребителю.

Система управления затратами на качество включает:

- обучение персонала,

- определение целей организации учета и анализа затрат на качество,

- выбор метода классификации затрат на качество,

- выбор методов анализа и учета затрат на качество,

- разработка инструкции по анализу и учету затрат на качество.

Наиболее важным этапом управления затратами на качество является выбор метода классификации затрат, поскольку именно от того, какая классификация будет использоваться, зависит возможность применения тех или иных методов анализа (рисунке).

Результаты осуществления приведенного на рисунке комплекса действий можно охарактеризовать следующими изменениями на предприятии:

· оптимизация организации производства на основе сравнения долей затрат по процессам и видам деятельности;

· ликвидация «убыточных процессов» путем кратковременных инвестиций на улучшение деятельности;

· своевременное внесение изменений в программу затрат на обеспечение качества;

· реализация корректирующих мер по совершенствованию организации производства и снижению затрат на обеспечение качества производственных процессов;

· прогнозирование финансового риска потерь от снижения надежности процессов и ухудшения качества их результатов.

Для измерения и анализа затрат применяются показатели, которые используются при составлении отчета о затратах: сумма фактических затрат, размер отклонений, показатели оценки, затраты по видам продукции или по направлениям деятельности предприятия (таблица).

Техника управления затратами на обеспечение качества

Показатели измерения и оценки затрат на управление

качеством

Наименование показателя Расчетная формула Преимущества Недостатки
  Общий оборот затрат на качество Сумма затрат на качество, отнесенных к общей сумме производственных затрат Учет изменения затрат, зависящих от объема сбыта Неполная информация об изменении показателей в условиях колебаний спроса
  Оборот операционных затрат Сумма операционных затрат, отнесенных к общепроизводственным затратам Учет изменений в производстве: внедрение новых технологий, модернизация Зависит от эффективности мер по совершенствованию производства
  Структура затрат Соотношение затрат по каждому элементу к общей сумме операционных затрат Позволяет выявить места возникновения больших затрат Не учитываются затраты на стадии эксплуатации
Изменение затрат относительно общего товарооборота Рассчитывается по статьям: внешние отказы, внутренние отказы, оценка уровня качества, предупредительные мероприятия Позволяет проследить возникновение «потерь» по стадиям формирования качества Большая зависимость от уровня цены на продукцию и общего объема сбыта

Данные показатели используются при оценке влияния качества на экономические показатели деятельности предприятия.

К путям сокращения затрат на обеспечение качества можно отнести следующие:

§ модернизация производства;

§ улучшение качества информационного обеспечения;

§ повышение квалификации персонала;

§ совершенствование методов организации контроля;

§ повышение ответственности за качество продукции и труда;

§ документальное оформление процессов управления затратами.

Конечным результатом проведения комплекса работ по сокращению затрат на качество является повышение эффективности системы управления качеством, рост производительности производства, получение дополнительной прибыли и обеспечение стабильности доходов предприятия.

Вопросы для самостоятельно подготовки:

1. Подходы к классификации затрат на управление качеством.

2. Методы измерения затрат на качество.

3. Методы анализа и учета затрат на качество.

4. Этапы управления затратами на качество.

5. Экономическое значение показателя «затраты на качество».

6. Методы мотивации работников в рамках системы качества.

Задание для самостоятельной работы к теме № 8.

Дайте обобщение различных подходов к классификации затрат на качество. Составьте смету и калькуляцию затрат на обеспечение качества конкретного процесса производства. Определите структуру затрат и сравните со структурой, приведенной на рис. 4.4 [3, с.122]. Охарактеризуйте процесс контроллинга затрат. Чем данный инструмент отличается от мониторинга затрат? Опишите методы оптимизации затрат и направления снижения общих затрат на управление качеством.

Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику экономических методов управления качеством.

2. Проведите сравнение различных подходов к классификации затрат на качество.

3. В чем состоит экономическая сущность показателя «затраты на качество»?

4. Какие используются показатели оценки затрат на качество?

5. Как проводится анализ потерь при выявлении отклонений в производстве?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: