Катамнестические исследования подростков с дизартрией свидетельствуют о том, что, не смотря на уменьшение с возрастом неврологического дефицита и нормализацию речи, подростки в юности и ранней взрослости, чаще всего имеют не высокий академический уровень при продолжении обучения и низкий профессиональный уровень в индивидуальной деятельности.
Третичная профилактика связана с профессиональной ориентацией подростков и их дальнейшим обучением. Дети с дизартрией, оканчивающие общеобразовательную школу, практически не имеют сколько-нибудь серьезных ограничений. Очень важно воспитание у подрастающего поколения мотивации к участию в труде и отсутствию рентных установок. Это связано с формированием у подрастающего поколения прочного убеждения в том, что труд представляет собой основную сферу реализации личности. Большое значение в выборе профессии и трудоустройстве имеет профессиональное консультирование, которое помогает детям с дизартрией и остаточными явлениями параличей сформулировать свои профессиональные цели, определить область возможных профессий, согласующихся с этими целями, и реализовать свой выбор в условиях реально сложившейся рыночной ситуации.
|
|
Большое значение имеют информации о мире труда (печать и другие СМИ), а также реализация комбинированных образовательных программ, сочетающих в себе учебную и производственную деятельность. Информация помогает осознать профессиональные интересы, ценности, необходимые умения и способности, необходимые для той или иной профессии. Все это дает более полные представления о наиболее приемлемых профессиях и их вариантах.
Взаимосвязь между интересами подростка, его способностями и выбором профессии как в теоретическом, так и в практическом плане остаются не достаточно разработанными.
Глава 10. Организация учебного процесса по курсу «Дизартрия»
В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования на логопедических отделениях дефектологических факультетов курс «Дизартрия» базируется на знаниях курса «Анатомо-физиологические и клинические основы коррекционной педагогики», а также разделов логопедии по темам: «Дислалия», «Нарушения голоса», «Ринолалия», «Психология», «Возрастная психология», «Специальная психология».
Курс предполагает обучение студентов следующим знаниям:
- структура речевого нарушения при дизартрии, ее причины и механизмы;
- психолого-педагогические критерии дифференциации основных клинических форм дизартрии;
- содержание и методики комплексного психолого-педагогического обследования лиц с дизартрией;
|
|
- особенности речи дошкольников с дизарстрией и системы коррекционно-педагогической работы в условиях детского сада;
- содержание и методы логопедической работы по преодолению дизартрии у учащихся общеобразовательных и специальных школ;
- содержание и методы логопедической работы по преодолению дизартрии у взрослых;
- мероприятия по предупреждению возникновения дизартрии у детей, профилактике и организации системы логопедической помощи лицам с дизартрией.
В процессе изучения данного курса у студентов формируются следующие умения:
- обследовать ребенка, подростка, взрослого с дизартрией;
- проводить анализ результатов комплексного обследования;
- обосновывать основные направления дифференциального коррекционного воздействия в работе с лицами, страдающими дизартрией;
- составлять развернутый план-конспект логопедического занятия с детьми с дизартрией на разных этапах коррекционного обучения;
- целенаправленно проводить наблюдение логопедических занятий, анализ их структуры и содержания.
В целях закрепления теоретических знаний и формирования практических умений в план практических и лабораторных занятий включаются деловые игры, анализ логопедических занятий с ребенком, подростком, взрослым с дизартрией, а также задания для самостоятельной работы студентов и контрольные вопросы.