Потенциал экспертного видения

Объединение - в какой-то мере продукт интеллектуальных усилий аналитиков, ученых и экспертов. И научная работа - анализ стратегии и тактики объединения, экспертные консультации, подготовка предложений и рекомендаций для руководства своих стран по развитию и совершенствованию деятельности объединения - имеет для БРИКС в целом, пожалуй, большее значение, чем в уже сформировавшихся союзах. Следует отметить, что именно от Российской Федерации как инициатора создания объединения партнеры ждут новых инициатив и идей, что свидетельствует о признании потенциала российского научно-экспертного сообщества. Разные центры и группы по изучению БРИКС создаются буквально в каждом уважающем себя вузе, налицо и проявления гражданской инициативы. Необходима координация усилий.

стр. 79

На саммите в Дурбане (ЮАР) в 2013 г. создан Совет экспертных центров БРИКС, призванный вырабатывать научно обоснованную стратегию развития и служить площадкой для экспертных обменов. Инициатором выступила Россия (первая конференция представителей БРИК была созвана в Москве еще в 2008 г.). Совет экспертных центров объединил пять национальных научно-исследовательских организаций, координирующих соответствующие исследования. В России это Национальный комитет по исследованию БРИКС.

Однако признание приоритета налагает ответственность на российских ученых, от которых ждут интеллектуального лидерства и инновационных идей. Роль научных гипотез и разработок в развитии БРИКС - во всяком случае, на нынешней ранней стадии - чрезвычайно важна. С момента создания Совет экспертных центров стал международной научной организацией, оказывающей все более значительное влияние на определение перспектив БРИКС.

Ученые пяти стран в настоящее время завершают разработку согласованных рекомендаций лидерам и правительствам своих государств относительно долгосрочного развития БРИКС. По их мнению, оно должно базироваться на "пяти столпах", которые определяют приоритетные сферы сотрудничества:

* экономическое развитие (активное взаимодействие как внутри БРИКС, так и в рамках международных организаций);

* поддержание глобального мира и безопасности;

* содействие социальной справедливости, устойчивому развитию и достойному качеству жизни;

* реформирование глобального экономического и политического управления в целях повышения роли членов БРИКС и развивающихся стран в полицентричной мировой системе;

* развитие инноваций и "экономики знаний".

Существует, однако, немало вопросов, в которых эксперты пока не сходятся. Например, вопрос расширения состава. С нашей точки зрения, рано говорить о подключении новых стран (хотя в будущем целесообразным может быть приглашение представляющей исламскую цивилизацию Индонезии и, не исключе-

стр. 80

но, Турции). Но это тема на перспективу. Пока важно сформировать организационные основы работы.

Не менее принципиален вопрос институционального оформления. Часть стран не хотят спешить, однако потребность растет. Роль создаваемого Банка развития (об инаугурации которого должно быть объявлено на саммите в Уфе) - не только формирование инвестиционного источника финансирования важных для стран-участниц программ, но и появление центра координации экономической политики. Это - начало будущей конвергенции восходящих держав.

С технической точки зрения, на наш взгляд, необходимо как можно скорее ставить вопрос о создании секретариата, сначала с ограниченными функциями. Ведь не существует даже единого текста записи многосторонних встреч и договоренностей, дипломаты каждой из стран ведут свои собственные записи, что чревато недоразумениями. До сих пор не создан координационный центр по определению повестки дня, разработке текстов (этим занимаются шерпы). Сила бюрократии, заключающаяся в последовательности и стремлении к самосохранению, в данном случае будет работать на укрепление объединения.

Без сомнения, есть вопросы, на которые пока нет ответа. Как будет выглядеть БРИКС через 10 или 20 лет? Может ли он выработать согласованную идеологию развития и применить ее на практике? В связи с этим автор этих строк неоднократно предлагал создать инфраструктуру такой дискуссии о долгосрочной стратегии объединения - своего рода "клуба мудрецов", который объединял бы ведущих аналитиков, ученых и интеллектуалов пяти стран. Ведь они пока плохо знают друг друга, общаются в основном на западных площадках, а о ситуации в странах-партнерах судят по публикациям, выходящим на Западе. Пора наладить прямое сотрудничество, чтобы попытаться ответить на ключевые вопросы. Как народы восходящих государств должны строить свое будущее? Какова может быть скоординированная стратегия глобального развития? Как создать модель взаимодействия, в которой были бы заинтересованы все современные центры силы? Проблемы всемирно-исторического масштаба. Но жизнь рано или поздно заставит их решать...

стр. 81

   
Заглавие статьи Чего хочет Азия?
Автор(ы) Тимофей Бордачёв, Анастасия Лихачёва, Чжан Синь
Источник Россия в глобальной политике, № 1, 2015, C. 82-95
Рубрика
  • В другом направлении
Место издания Москва, Российская Федерация
Объем 27.5 Kbytes
Количество слов  
   

Чего хочет Азия?

Автор: Тимофей Бордачёв, Анастасия Лихачёва, Чжан Синь

Потребление, наращивание взаимосвязей, капитал и талант

За пятнадцать лет после кризиса 1998 г. так называемые "страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны Азии" (Emerging and Developing Asia) стали новым двигателем глобального экономического роста. Все эти годы регион развивался под лозунгом "Азия для мира", а мир искал возможности, которые он мог бы извлечь из азиатского экономического чуда. Сегодня мы наблюдаем глубокую трансформацию существующей модели: почти все государства региона стали более азиатско-ориентированными, так что новую модель можно было бы назвать "Азия для Азии". Самое время спросить, чего все-таки хочет Азия? Смогут ли азиатские экономики достичь более высоких стандартов качества, которых требует растущий местный потребительский класс?

Если раньше наиболее существенным показателем экономического успеха в регионе были темпы роста как таковые, то теперь важнейшим критерием становится качество этого роста. Программные документы тамошних государств объявляют целями в среднесрочной перспективе более высокий уровень образования, инклюзивное развитие, укрепление отношений с соседями и инновационной составляющей экономики. Рост сам по себе больше

Т. В. Бордачёв -доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, директор Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) НИУ ВШЭ, директор исследовательских программ Совета по внешней и оборонной политике. А. Б. Лихачёва - младший научный сотрудник ЦКЕМИ. Чжан Синь - доцент, сотрудник Школы углубленных международных и региональных исследований Восточно-Китайского педагогического университета.

стр. 82

не является стратегической задачей, исключение составляют беднейшие страны, такие как Непал, Лаос или Камбоджа.

Инклюзивное развитие предполагает справедливое распределение получаемых от роста благ и участие максимального числа граждан в экономическом процессе. Это означает более высокое качество урбанизации, крупномасштабные инвестиции в человеческий капитал и новое измерение общественных услуг. Таким образом, наиболее очевидные изменения будут происходить именно в городах. Эта городская Азия хочет работать для Азии, а не только для "золотого миллиарда". Четверть века Запад рассматривал Азию только в качестве производителя, всемирной фабрики, однако в будущем рост мировой экономики будет происходить за счет Азии - потребителя.

Сэкономленные деньги предсказуемо инвестируются в соседние рынки. Развивающиеся страны региона по всем прогнозам продемонстрируют серьезный рост, опережающий средние мировые показатели. Новые потоки капитала постепенно концентрируются в Азии: два из трех ведущих мировых инвесторов, Япония (2-й) и Китай (3-й), направляют большую долю своих инвестиций на рынки АСЕАН и Южной Азии.

Азия строит новые региональные отношения, чтобы гарантировать свое потребление и развитие и повысить эффективность местных экономик. Новый курс на взаимосвязанность подкреплен крупномасштабными инфраструктурными проектами и политикой экономических коридоров, он имеет большее значение в региональной повестке дня, чем смягчение внутрирегиональных политических противоречий.

Наконец, Азия пытается стать более независимой. В следующие десятилетия, т.е. десятилетия потребления, это должно привести к производству качественной продукции с более высокой добавленной стоимостью, к собственным инновационным разработкам. Все это тесно связано с усовершенствованием человеческого капитала и креативностью.

Эти четыре составляющие будут оказывать структурное воздействие на политику стран Азии и глобальное позиционирование региона в ближайшие 10 - 20 лет. Потребление, первый элемент в этом азиатском списке желаний, станет мегатрендом.

стр. 83


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: