Брикс сегодня

Информации о деятельности и планах более чем достаточно, но в результате не каждый увидит "за деревьями лес", потонув в дета-

стр. 71

лях проектов и многословных деклараций. БРИКС сегодня - это не только саммиты, но и регулярное взаимодействие в более чем двух дюжинах областей - от торговли и финансов до вопросов безопасности, здравоохранения, сельского хозяйства. Готовятся и подписываются документы о сотрудничестве, которое реально продвигается, пусть с разной скоростью. Главные направления деятельности БРИКС, где возможны результаты - реформа валютно-финансовой системы, обеспечение "правил игры" в торгово-экономических отношениях, взаимодополняющее экономическое сотрудничество, сохранение глобальной стабильности, поддержание роли международных институтов и международного права. На следующем этапе - влияние на формулирование глобальной повестки дня, создание механизмов поддержания безопасности и урегулирования конфликтов (естественно, при центральной роли ООН), межцивилизационное взаимодействие.

Большой резонанс вызвало подписание на саммите в Бразилии Соглашения о создании Нового банка развития, первоначальный объявленный капитал которого составит 100 млрд. долларов, и Договора о создании Пула условных валютных резервов БРИКС, исходный размер - 100 млрд. долларов. Это зримый пример создания независимых глобальных структур, чего не случалось четверть века. Явное преувеличение считать, что эти институты - альтернатива МВФ и Мировому банку. Чтобы нормально работать, они должны взаимодействовать с устоявшимися организациями. Но верно и то, что новые механизмы, когда заработают в полную силу, позволят БРИКС самостоятельно осуществлять крупные глобальные проекты. А ведь до сих пор - во всяком случае, после распада СССР - это была прерогатива США и "коллективного Запада". Лишь недавно к такой роли начал примеряться Китай.

БРИКС в ходе своей нелинейной эволюции становится не только геоэкономической, но и геополитической группировкой - ведь речь идет о странах, идущих в авангарде начавшегося "передела мира". Конечно, государства БРИКС - очень разные с точки зрения политической системы, моделей экономического развития и цивилизационной принадлежности. Однако они и не ставят своей целью унификацию. Смысл объединения - изменение геоэкономической и геополитической системы, сложившейся во второй половине XX века.

стр. 72

Глобальные механизмы управления, созданные по итогам Второй мировой войны (ООН, Бреттон-Вудская система, даже ГАТТ/ВТО) продолжают терять эффективность. Глобальная экономическая модель, основанная на доминировании финансового капитала и рыночном фундаментализме, изживает себя. Все сильнее настрой на "антигегемонизм" - и не только в развивающемся мире. Однако этому процессу противодействуют слишком многие факторы -от технологической и социальной отсталости стран Востока и до сознательного саботажа Запада.

Налицо фрагментация международной безопасности, блоковые подходы, двойные стандарты, регионализация экономической жизни. Кризис ЕС вряд ли приведет к его краху, а скорее, заставляет искать возможности "перезагрузки" европейской интеграции (может быть, в усеченном составе). Финансовые проблемы США не должны затмевать мощнейший реальный сектор экономики, уникальный для современного мира инновационный потенциал. Жесткая линия Вашингтона, не допускающая ослабления своих позиций, подкреплена военной силой, порог применения которой, похоже, снижается.

Но сможет ли сопротивление изменить ход истории? Несмотря ни на что, баланс в мире меняется, центры силы смещаются. Собственно, в этом состоит история человечества со времен становления наций-государств. Сегодня формируется не просто полицентричная, а "мультиплексная" структура международных отношений - многослойная, с множеством государственных и негосударственных акторов. Но роль государств - преобладающая. И не исключено, что полюсом силы станет группировка стран.

Как отмечает российский исследователь Андрей Виноградов, страны БРИКС "представляют не только разные социально-экономические модели, но и разные цивилизации... Глобализация привела их в соприкосновение и наделила новыми функциями, превратив их еще и в главных субъектов международных отношений... Историческая ответственность цивилизации значительно выше политической ответственности, свойственной государствам".

Противопоставляет ли себя БРИКС Западу? Нет, мультици-вилизационное сотрудничество не предполагает исключение или игнорирование одной из мировых цивилизаций, тем более на се-

стр. 73

годняшний день ведущей. Все страны БРИКС в той или иной мере видят в евро-атлантических ценностях и стиле жизни образец (нуждающийся, конечно, в адаптации к местным условиям), понимают невозможность и нецелесообразность одномоментного слома сложившейся финансово-экономической архитектуры. Принципиально важно, что государства Запада являются для всех них основным источником технологий и инвестиций, а также рынком сбыта. Особенно актуально это для России, являющейся, несмотря на известную специфику, частью иудео-христианской парадигмы.

Звучит упрек по поводу "звездообразной" структуры БРИКС с центром в Пекине, с которым каждая из стран имеет связи, более обширные, чем друг с другом. Однако ведь и вся глобальная экономика завязана на Китай. Вероятно, он обречен играть ведущую роль в БРИКС просто в силу экономической мощи. Не секрет, что планируемая перестройка глобальной финансово-экономической системы, предполагающая снижение односторонних выгод для Запада, означает выигрыш прежде всего для Китая. Последний поставил задачу к середине века превратиться "в богатое, могущественное, демократическое, цивилизованное и гармоничное модернизированное социалистическое государство", то есть в мирового экономического лидера. Однако политически сама Поднебесная вовсе не стремится (во всяком случае, пока) к доминированию в группе, понимая, что с китайским проектом переустройства мира не смирятся не только западные страны, но и сами члены БРИКС, и потому союз был бы обречен. Напротив, будем откровенны - без такого "контрольного механизма", "совета директоров", как БРИКС, Пекин, особенно на перспективу, был бы гораздо вольнее в своих действиях и меньше бы нуждался в учете интересов партнеров.

Но в какой мере страны БРИКС, учитывая различия, противоречия между ними и сравнительно недолгую историю объединения, могут выступать сообща? Все же пока тенденции в БРИКС центростремительные: поле совпадения интересов пяти стран шире, чем расхождения. Для них характерен сопоставимый технологический уровень и вес в мировой политике и экономике. Все они стремятся к изменению существующих правил на мировой арене, привержены примату международного права. Ясно,

стр. 74

что объединение никогда не станет военным блоком наподобие НАТО как ядра "коллективного Запада". В основе Североатлантического альянса - жесткий диктат США, тогда как у БРИКС иные принципы - диалоговый формат равноправных государств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: