Кто возглавит ощупывание слона

Понятие "авторитаризм" не входит в китайский нормативный политический лексикон, однако на связь крупномасштабных реформ с укреплением стабильности указывают представители основного течения в идеологии. Специалист по марксистской теории проректор Партшколы ЦК КПК Хань Цинсян изложил суть "нового правления" Си Цзиньпина через ставшее модным понятие "новое нормальное состояние", которое китайский лидер предложил в 2014 г. применительно к экономике. Си заявил, что Китаю нужно приспосабливаться к "новому нормальному состоянию", для которого характерны более низкие темпы роста. Этой "нормальности" нельзя противодействовать искусственным удержанием прежних высоких показателей: Китаю хватит 7% в год вместо прежних 10%, если при этом будут проведены структурные реформы, обеспечивающие устойчивое развитие экономики.

В расширительном смысле "новое правление" Си Цзиньпина нацелено на создание "нового нормального состояния" во всех сферах жизни страны. В центре - модернизация государственного управления. Задачи развития, которые поставлены в начале реформ, Китай в значительной мере уже решил. Теперь предстоит найти ответ на вопрос, как двигаться дальше, о сложности которого предупреждал еще Дэн Сяопин. Эти проблемы продолжали волновать его и после отхода от власти в 1990-е годы. "Архитектор реформ" предвидел обострение ситуации вокруг социальной поляризации, вызванной несправедливостью

стр. 173

распределения, он также предлагал заранее обдумать путь расширения демократии в ответ на рост требований политического участия со стороны граждан. Хань Цинсян полагает, что этот этап уже наступил, власть должна найти способы разумного удовлетворения народных требований защиты прав, обеспечения демократии и социальной справедливости. Старая система "руководящего правительства" для этого не подходит, нужны новые механизмы совместного участия в управлении местных органов власти, партийных комитетов, предприятий, общественных организаций.

Китайское руководство стремится упрочить позиции в качестве главного источника интерпретации политики реформ. В мае 2014 г. главный редактор "Жэньминь жибао" Ян Чжэнъу опубликовал статью, в которой призвал сформировать целостный взгляд на реформы и, в частности, на решения 3-го пленума ЦК КПК 18-го созыва. По его словам, тут имеется много односторонних подходов. Одни говорят только о роли рынка, но не о совершенствовании роли правительства. Другие рассуждают только о смешанной экономике, но не о создании современной системы государственных предприятий. Третьи думают только о том, как наилучшим образом "поделить пирог" общественного богатства, но не как его создать. Похожие проблемы возникают и в деле преобразования государственного управления, когда курс на укрепление правления по закону отрывают от задач развития и совершенствования социализма с китайской спецификой. Возникает ситуация, описанная в китайской притче "слепые ощупывают слона" - кто-то коснулся бивня и решил, что слон твердый и холодный, а кто-то взял его за ногу и решил, что слон похож на столб. Проблема в том, что за тенденциозными трактовками реформ стоят политические предпочтения, а власть не может утвердить правильный взгляд прежними пропагандистскими методами, поскольку в эпоху интернета и новых средств коммуникации "у каждого человека есть свой микрофон".

К примеру, влиятельные китайские экономисты либерального толка высоко оценили решения 3-го пленума о повышении роли рынка, поскольку это соответствовало их принципиальному стремлению к сокращению роли государства. Однако эти

стр. 174

голоса вызвали недовольство тех, кто выступает за сохранение социалистического вектора развития. После состоявшегося в октябре 2014 г. 4-го пленума ЦК КПК 18-го созыва, который принял "Постановление о некоторых важных вопросах всестороннего продвижения управления государством на основании законов", в интернете поднялась волна разочарования из-за сохранения верховенства партии над законодательным механизмом. Конструктивные шаги, направленные на укрепление авторитета конституции, повышение профессионализма и независимости судей, усиление подотчетности органов власти в неофициальном поле коммуникаций остались недооцененными.

Власть реагирует наведением порядка в интернете и попытками укрепить позиции партии в информационном пространстве. Ныне в Китае говорят не столько об "идеологической борьбе", предполагающей наличие противника с альтернативной системой взглядов, сколько о "борьбе за общественное мнение", в котором представлены многообразные и не обязательно враждебные точки зрения. Вместе с тем после выступления Си Цзиньпина на Всекитайском совещании по идейно-пропагандистской работе в августе 2013 г. в официальных СМИ появились призывы "не бояться обнажить меч" в идеологии.

Си Цзиньпин пытается сделать из кадровых работников идеологических бойцов, готовых активно отстаивать линию КПК. За минувшие десятилетия спокойных рыночных реформ бюрократия отвыкла от этой работы, она теряется перед натиском бурных дискуссий в интернете. Китайский лидер подчеркивает, что элита и народ в целом должны укреплять уверенность в себе и своей стране, и это должно помочь отстоять идеалы и сохранить за собой право голоса в решающих вопросах. Одним из аспектов этой политики выступает создание собственной китайской дискурсивной системы, свободной от "заморских догм" и позволяющей описывать китайскую реальность без использования западных шаблонов. В частности, в 2014 г. после пленума по правовой реформе вновь обострились споры о том, может ли Китай заимствовать западный вариант конституционализма.

Одновременно власти пытаются сгладить остроту идеологической полемики, предлагая компромисс. В январе 2013 г. Си

стр. 175

Цзиньпин заявил, что дореформенный период и период реформ в Китае тесно связаны, их "категорически нельзя отрывать друг от друга, тем более недопустимо их противопоставление". Иными словами, нельзя восхвалять социальное равенство при Мао Цзэдуне для того, чтобы осуждать ставшее последствием реформ Дэн Сяопина имущественное расслоение. С другой стороны, нельзя использовать позитивные оценки реформ для чрезмерной критики Мао Цзэдуна за пережитые страной беды, поскольку это ведет к эрозии легитимности правящей партии.

Хотя на первый взгляд эта формула выглядит нейтральной и направленной одновременно против "левых" и "правых", в контексте споров последних десятилетий более всего она возмутила либеральных критиков. Многие из них считают, что Китай не сможет двигаться вперед до тех пор, пока не будут полностью сведены счеты с "культурной революцией" и другими "преступлениями Мао", прежде всего с историей многомиллионных жертв массового голода, вызванного просчетами политики "большого скачка". Прежние китайские лидеры старались обходить эти темы стороной, создавая иллюзию, что сведение счетов откладывается на будущее. Однако Си Цзиньпин четко дал понять, что не допустит разгула "исторического нигилизма", приведшего к падению КПСС и развалу СССР. А это значит, что критики Мао Цзэдуна, подрывающей исторические устои власти КПК, не будет никогда.

На глубинном уровне китайские либералы готовы согласиться с моделью "нового авторитаризма 2.0" в надежде, что Си Цзиньпин пресечет рост популярности левых идей столь же бескомпромиссно, как это сделал Дэн Сяопин в 1992 году. В реальности лозунг "непротивопоставления двух периодов" предполагает создание исторического синтеза, в котором сторонникам реформ придется признать достижения КНР 1950 - 1970-х годов. И в этом случае без признания заслуг Мао Цзэдуна в создании предпосылок развития современного Китая обойтись не удастся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: