Достойную внимания схему современной китайской политики предложил профессор истории Шанхайского педагогического университета Сяо Гунцинь. По его мнению, Си Цзиньпин создает "новый авторитаризм версии 2.0", предыдущая "версия 1.0" начала 1990-х была творением Дэн Сяопина. Обе версии ставят перед собой сходные цели - нужно добиться того, чтобы никто не по-
А. В. Ломанов - доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН.
стр. 170
смел бросить вызов правлению КПК, и тогда в условиях политической стабильности проводить реформы в интересах развития экономики.
Потребность в "версии 2.0" возникла потому, что за два десятилетия дали себя знать недостатки модели Дэн Сяопина. Она обеспечила экономический рост, но породила группы интересов, способные увеличить выгоды за счет связи с властями. Сяо Гунцинь полагает, что консервация такой модели ведет к росту расслоению между бедными и богатыми, снижению эффективности государственного сектора экономики, формированию коррупционных связей, бесконтрольному росту трат чиновников за счет бюджета.
|
|
Дэн Сяопин жестко боролся с попытками бросить вызов власти КПК. После событий 1989 г. он маргинализировал "правое" вестернизаторское течение. В 1992 г. нанес удар по противникам реформ, выступавших с позиций традиционной трактовки социалистической идеологии. Именно так, по мнению Сяо Гунциня, был проложен путь китайскому "новому авторитаризму" - проведение реформ "железным кулаком", борьба с вызовами со стороны "левых" и "правых", сосредоточение усилий на развитии экономики, улучшение материальной жизни людей.
Система, созданная Дэн Сяопином, обеспечила экономический подъем, однако ее издержки порождали недовольство и создавали почву для оппозиционных настроений. Сяо Гунцинь полагает, что побежденные Дэном политические радикалы восстановили силы и набрали популярность, они вновь готовы бросить вызов существующему порядку. С одной стороны, "крайне левые" призывают к "новой культурной революции", осуждают капитализм и зовут вернуться к порядку, который был при Мао Цзэдуне. С другой стороны, "крайне правые" готовы организовать "жасминовую революцию" под лозунгами свободы и демократии, требуя введения многопартийной системы и состязательных выборов. По содержанию эти две политические программы противоположны, однако между ними есть общее - они идеологически самодостаточны и представляют сложные проблемы в виде простых лозунгов. Идеи привлекательны для масс и могут вызывать политически мобилизующий "эффект площади".
|
|
стр. 171
С этой точки зрения Си Цзиньпин не является "левым в политике" и "правым в экономике". Правильнее называть его продолжателем курса на проведение реформ "железным кулаком", элементами которого являются рост антикоррупционного давления на бюрократию, ужесточение регулирования в интернете, активизация идеологической работы. Власть пытается учесть настроения людей и не допустить использования народного недовольства радикалами.
Институциональными элементами "нового авторитаризма 2.0" стали две руководящие структуры, созданные на основании решений состоявшегося в ноябре 2013 г. 3-го пленума ЦК КПК 18-го созыва. Это Руководящая группа ЦК КПК по всестороннему углублению реформ и Совет государственной безопасности (СГБ). Обе структуры возглавил Си Цзиньпин. Их появление отражает два основных направления "нового авторитаризма" - продолжение реформ в экономике и комплексное решение проблем безопасности, включая сферы интернета и культуры. Китайский лидер пояснил: "Лишь когда обеспечены государственная безопасность и общественная стабильность, реформы и развитие смогут непрерывно продвигаться вперед. Ныне наша страна сталкивается с двойным вызовом: вовне она должна защищать государственный суверенитет, безопасность, интересы развития, внутри - политическую безопасность и общественную стабильность, различных предсказуемых и труднопредсказуемых элементов риска стало явно больше".
Китайское руководство намерено дать больше свободы "невидимой руке" рынка, не отказываясь от "видимой руки" власти. Курс на придание рынку решающей роли в распределении ресурсов сопровождается концентрацией полномочий и реформой системы государственного управления. Чтобы создать условия для качественного улучшения рыночной среды, правительству придется жестко побороть сопротивление групп интересов, выросших в условиях авторитарной модели Дэн Сяопина. При этом важно не допустить перерастания этих процессов с уровня элит на все общество, что грозило бы всплеском радикальных настроений и создавало бы угрозу политической дестабилизации.
Сяо Гунцинь надеется, что политика Си приведет к ослаблению радикальных настроений. Для этого предстоит перейти от
стр. 172
"полуоткрытой бюрократической рыночной экономики" к зрелой рыночной экономике, от нынешнего "сильного государства со слабым обществом" к балансу между ними. По мнению ученого, через 10 - 15 лет, когда спадет радикализм и укрепится средний класс, у Китая появится возможность для продвижения к демократии на основании общественного консенсуса вокруг идеи среднего пути. Впрочем, эти отдаленные надежды выходят за рамки правления Си Цзиньпина, которому по сложившимся правилам предстоит покинуть пост партийного лидера в 2022 году. Искать пути демократизации "нового авторитаризма 2.0" придется его преемнику.