Обновление авторитаризма Дэн Сяопина

Достойную внимания схему современной китайской политики предложил профессор истории Шанхайского педагогического университета Сяо Гунцинь. По его мнению, Си Цзиньпин создает "новый авторитаризм версии 2.0", предыдущая "версия 1.0" начала 1990-х была творением Дэн Сяопина. Обе версии ставят перед собой сходные цели - нужно добиться того, чтобы никто не по-

А. В. Ломанов - доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН.

стр. 170

смел бросить вызов правлению КПК, и тогда в условиях политической стабильности проводить реформы в интересах развития экономики.

Потребность в "версии 2.0" возникла потому, что за два десятилетия дали себя знать недостатки модели Дэн Сяопина. Она обеспечила экономический рост, но породила группы интересов, способные увеличить выгоды за счет связи с властями. Сяо Гунцинь полагает, что консервация такой модели ведет к росту расслоению между бедными и богатыми, снижению эффективности государственного сектора экономики, формированию коррупционных связей, бесконтрольному росту трат чиновников за счет бюджета.

Дэн Сяопин жестко боролся с попытками бросить вызов власти КПК. После событий 1989 г. он маргинализировал "правое" вестернизаторское течение. В 1992 г. нанес удар по противникам реформ, выступавших с позиций традиционной трактовки социалистической идеологии. Именно так, по мнению Сяо Гунциня, был проложен путь китайскому "новому авторитаризму" - проведение реформ "железным кулаком", борьба с вызовами со стороны "левых" и "правых", сосредоточение усилий на развитии экономики, улучшение материальной жизни людей.

Система, созданная Дэн Сяопином, обеспечила экономический подъем, однако ее издержки порождали недовольство и создавали почву для оппозиционных настроений. Сяо Гунцинь полагает, что побежденные Дэном политические радикалы восстановили силы и набрали популярность, они вновь готовы бросить вызов существующему порядку. С одной стороны, "крайне левые" призывают к "новой культурной революции", осуждают капитализм и зовут вернуться к порядку, который был при Мао Цзэдуне. С другой стороны, "крайне правые" готовы организовать "жасминовую революцию" под лозунгами свободы и демократии, требуя введения многопартийной системы и состязательных выборов. По содержанию эти две политические программы противоположны, однако между ними есть общее - они идеологически самодостаточны и представляют сложные проблемы в виде простых лозунгов. Идеи привлекательны для масс и могут вызывать политически мобилизующий "эффект площади".

стр. 171

С этой точки зрения Си Цзиньпин не является "левым в политике" и "правым в экономике". Правильнее называть его продолжателем курса на проведение реформ "железным кулаком", элементами которого являются рост антикоррупционного давления на бюрократию, ужесточение регулирования в интернете, активизация идеологической работы. Власть пытается учесть настроения людей и не допустить использования народного недовольства радикалами.

Институциональными элементами "нового авторитаризма 2.0" стали две руководящие структуры, созданные на основании решений состоявшегося в ноябре 2013 г. 3-го пленума ЦК КПК 18-го созыва. Это Руководящая группа ЦК КПК по всестороннему углублению реформ и Совет государственной безопасности (СГБ). Обе структуры возглавил Си Цзиньпин. Их появление отражает два основных направления "нового авторитаризма" - продолжение реформ в экономике и комплексное решение проблем безопасности, включая сферы интернета и культуры. Китайский лидер пояснил: "Лишь когда обеспечены государственная безопасность и общественная стабильность, реформы и развитие смогут непрерывно продвигаться вперед. Ныне наша страна сталкивается с двойным вызовом: вовне она должна защищать государственный суверенитет, безопасность, интересы развития, внутри - политическую безопасность и общественную стабильность, различных предсказуемых и труднопредсказуемых элементов риска стало явно больше".

Китайское руководство намерено дать больше свободы "невидимой руке" рынка, не отказываясь от "видимой руки" власти. Курс на придание рынку решающей роли в распределении ресурсов сопровождается концентрацией полномочий и реформой системы государственного управления. Чтобы создать условия для качественного улучшения рыночной среды, правительству придется жестко побороть сопротивление групп интересов, выросших в условиях авторитарной модели Дэн Сяопина. При этом важно не допустить перерастания этих процессов с уровня элит на все общество, что грозило бы всплеском радикальных настроений и создавало бы угрозу политической дестабилизации.

Сяо Гунцинь надеется, что политика Си приведет к ослаблению радикальных настроений. Для этого предстоит перейти от

стр. 172

"полуоткрытой бюрократической рыночной экономики" к зрелой рыночной экономике, от нынешнего "сильного государства со слабым обществом" к балансу между ними. По мнению ученого, через 10 - 15 лет, когда спадет радикализм и укрепится средний класс, у Китая появится возможность для продвижения к демократии на основании общественного консенсуса вокруг идеи среднего пути. Впрочем, эти отдаленные надежды выходят за рамки правления Си Цзиньпина, которому по сложившимся правилам предстоит покинуть пост партийного лидера в 2022 году. Искать пути демократизации "нового авторитаризма 2.0" придется его преемнику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: