Борьба без классов

В сентябре 2014 г. вспыхнула ожесточенная дискуссия о политическом устройстве Китая, в центре которой оказалась тема классовой борьбы. Исходной точкой стала публикация президента Ака-

стр. 176

демии общественных наук (АОН) Ван Вэйгуана "Придерживаться демократической диктатуры народа, тут ничего неправомерного".

Популярное изложение основ учения о государстве и диктатуре у Маркса, Ленина и Мао Цзэдуна, а также диалектических отношений между "демократией для народа" и "диктатурой для врагов" могло бы остаться незамеченным, если бы автор не применил их к современному Китаю: "Демократическая диктатура народа - это чудодейственное средство, от которого социализм с китайской спецификой не должен отходить ни на мгновение. Сегодня наше государство социализма с китайской спецификой переживает историческую эпоху, описанную в классических работах марксизма - это эпоха смертельной схватки между двумя перспективами, двумя путями, двумя судьбами, двумя великими силами социализма и капитализма. В эту эпоху пронизывающей все главной нитью является классовая борьба пролетариата и буржуазии, социализма и капитализма. Она определяет, что в международной сфере классовую борьбу невозможно потушить, внутри страны классовую борьбу также невозможно потушить. На этом международном и внутреннем фоне демократическую диктатуру народа никак нельзя устранять, ее следует придерживаться, обязательно упрочивать и делать сильнее. Иначе не получится противостоять замыслам внешних реакционных сил озападнить, расколоть, приватизировать и сделать капиталистическим Китай, не получится подавить внутренние враждебные силы, играющие разрушительную роль в сотрудничестве с иностранцами. Обязательно нужно строить и укреплять армию, силы безопасности и правопорядка, средствами демократической диктатуры народа защитить мир, защитить народ, защитить социализм".

Формально в Китае от учения о классовой диктатуре не отказывались, она по-прежнему зафиксирована в Конституции. Однако о ней предпочитали лишний раз не вспоминать, поскольку власти призывали строить лишенное острых противоречий "гармоничное общество". Ученые последовали за этим поветрием, переключившись с анализа борьбы классов на изучение многообразия "социальных слоев". Непривычно четкие суждения о противостоянии "внешним реакционным силам" и их приспешникам внутри страны имели большой резонанс, ко-

стр. 177

торый был усилен высоким общественным положением автора и местом публикации - она вышла в партийном журнале "Хунци вэньгао" ("Краснознаменные рукописи"), издающемся под эгидой главного теоретического органа КПК журнала "Цюши" ("Поиск истины").

Судя по остроте эмоциональной реакции, влиятельные блогеры увидели в этой статье предвестие усиления работы по "национализации" интеллектуальной элиты. Ван Вэйгуана обвиняли в "преступной попытке расколоть Китай классовой борьбой", в стремлении вернуть страну во времена "культурной революции", реабилитировать лозунг Мао "Классовая борьба - основное звено", найти оправдание новым репрессиям. Однако попытки связать президента АОН с "антипартийным заговором" левых радикалов, якобы стремящихся повредить Си Цзиньпину, выглядели откровенной нелепостью.

Ван Вэйгуан - авторитетный выразитель взглядов основного течения в китайской политической идеологии, ранее был профессором и проректором Партшколы ЦК КПК. В июле 2014 г. он выступил с речью, в которой призвал подчиненных к строгой дисциплине: "АОН - это не рыхлый союз "свободных писателей", это руководимый партией важный фронт пропаганды, важная структура науки и теории, важная база идеологии". Трудно предположить, что его публикация была самочинным выступлением "свободного писателя". Скорее в ней можно увидеть отражение тенденций, проявившихся после прихода к власти Си Цзиньпина - отказ от осуждения наследия Мао и его частичное использование в интересах реформ, возрождение авторитета марксизма, подчеркивание угрозы "внешних сил" стабильности Китая.

Влиятельная газета "Хуаньцю шибао" (входит в издательскую группу главного партийного органа "Жэньминь жибао") откликнулась на полемику редакционной статьей "Ученый выдвинул классовую борьбу, это не обязательно политический сигнал". В ней подчеркивалось, что упоминание о классовой борьбе не означает ее разжигания. Острие критики было обращено против сторонников западных политических взглядов, которые на словах выступают против тезиса о классовой борьбе, а на деле

стр. 178

борются за достижение своих целей - "если в Китае сейчас есть люди, выступающие за "классовую борьбу в качестве ключевого звена", то это именно они". Был сделан вывод, что классовая борьба не устарела, ее изучение способно обогатить научную методологию и расширить понимание общественных процессов. А вот осуждающие классовую борьбу и при этом использующие ее люди "должны поразмыслить и насторожиться", поскольку именно они приводят общество в возбуждение. Если бы они смогли себя сдерживать, это помогло бы не допустить обострения классовой борьбы в Китае.

Через пару дней в еженедельной газете Партшколы ЦК КПК "Сюэси шибао" появилась статья с критикой лозунга "Классовая борьба - основное звено". Ее автор, профессор истории Восточно-Китайского педагогического университета Хань Ган, в прошлом занимался историей партии в исследовательском отделе при ЦК. Материал рассказывал о том, что классовая борьба принесла Китаю много бедствий, которые начались еще в 1950-е гг. в период "большого скачка" и достигли апогея во времена "культурной революции". Заслуга в "коренном прекращении смуты и восстановлении порядка" принадлежит Дэн Сяопину, повернувшему страну к модернизации и обещавшему, что основная линия не изменится еще сто лет. Эту публикацию восприняли как проявление идейного раскола и начало полемики внутри партии.

Однако последующие выступления были обращены против противников упоминаний о классовой борьбе, их обвинили в "наклеивании ярлыков", то есть в использовании приемов "культурной революции". Когда ученые пытаются обсуждать тему классовой борьбы, нет оснований упрекать их в попытке вернуть страну во времена Мао Цзэдуна. Лозунг "Классовая борьба - основное звено" является ошибочным, однако это не дает оснований для нападок на демократическую диктатуру народа. Попытки обосновать отказ от учения о классовой борьбе ссылками на политику Дэн Сяопина были названы несостоятельными, поскольку в 1992 г. во время исторической поездки на юг Китая "архитектор реформ" говорил не только о продолжении экономических преобразований, но и о важности дик-

стр. 179

татуры: "Укрепление народной власти силами демократической диктатуры народа - справедливое дело. Здесь нет ничего неправомерного". Эти слова "ничего неправомерного" Ван Вэйгуан использовал в названии статьи в качестве недвусмысленной заявки на наследование идей Дэн Сяопина.

Из сферы обсуждения классовой борьбы полемика переместилась в сторону защиты государственного строя от нападок враждебных сил, добивающихся насаждения в Китае "всеобщих ценностей" ради смены характера политической власти в интересах международного капитала и "внутренних компрадоров". В начале ноября 2014 г. на семинаре в Пекине выступил бывший начальник отдела изучения документов ЦК КПК Пан Сяньчжи. Он заявил, что борьба марксизма и антимарксизма в Китае не завершилась, и хотя Дэн Сяопин осуждал заблуждения "левых", этот тезис подчеркивали так долго, что позабыли о борьбе против правых течений. В результате эпитет "левый" стал уничижительным, его используют как предлог для нападок: тех, кто говорит о марксизме и революционной традиции, сразу называют "левыми", чтобы они "не смели голову поднять". Пан Сяньчжи призвал единомышленников "поддерживать высокую степень единства с ЦК во главе с товарищем Си Цзиньпином", поскольку при новом руководителе направление работы партии стало четким и основанным на марксистских убеждениях.

В конце ноября 2014 г. в "Хунци вэньгао" вышла статья бывшего руководителя орготдела ЦК Чжан Цзинцюаня "Развивать красную культуру, держать в руках инициативу в идеологической работе". В ней приведена примечательная классификация противников китайского социализма. Первая группа - открытые враги руководства компартии и социалистического строя. Вторая - те, кто, облачившись в "легальные одеяния", ведет скрытые нападки на партию и строй. Третья группа основывает свои нападки на отдельных случаях в истории и реальности, создавая искаженную картину целого. Четвертые смешивают научные и политические проблемы, а на деле подсовывают "реакционные идеи". При этом одни исходят из собственных воззрений, а другие за спиной получают поддержку "западных враждебных сил".

Появление подобных типологий указывает на повышение на-

стр. 180

кала политической полемики в Китае. Атаки на официальную идеологию вызывают у властей тревогу и побуждают к усилению пропагандистской и воспитательной работы. Эти действия провоцируют встречную негативную реакцию, которая открыто проявляется в интернете. А это, в свою очередь, убеждает власти в необходимости еще смелее использовать "сверкающий меч" в борьбе за партийное руководство общественным мнением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: