Во многих областях исследования (например, в психологии, биологии, социологии, лингвистике и т.д.) бывает затруднительно или невозможно проводить непосредственное измерение интересующих исследователя характеристик объектов из изучаемой совокупности, зато можно экспертным или каким-то другим путем оценивать степень сходства или различия между парами объектов. В этом случае для интерпретации получаемых данных используются методы многомерного шкалирования. Они позволяют представить совокупность интересующих исследователя.
объектов в виде некоторого набора точек многомерного пространства некоторой небольшой размерности, при этом каждому объекту соответствует одна точка. Координаты точек истолковываются как значения неких характеристик исходных объектов, которые и объясняют их свойства или взаимоотношения.
В случае удачного шкалирования, когда точки полученного пространства представляют объекты без серьезных погрешностей и размерность этого пространства невелика (равна, скажем, двум или трем), исследователь получает возможность представить изучаемую совокупность объектов наглядно. Часто это помогает по-новому осознать проблему, увидеть ее новые черты и особенности, либо осознать те скрытые признаки, которые и определяют видимые свойства объектов или их взаимоотношения.
|
|
Типичный пример использования методов многомерного шкалирования — изучение политических деятелей. Здесь исходными данными для анализа могут служить экспертные оценки сходства или различия взглядов политических деятелей по некоторому набору вопросов. Для депутатов парламента такими данными могут служить результаты голосований. И очень часто с помощью методов многомерного шкалирования удается объяснить исходные данные с помощью нескольких характеристик взглядов политических деятелей, которые и описывают (в основном) их поведение. Например, может оказаться, что результаты голосований депутатов в парламенте в основном объясняются всего двумя-тремя характеристиками. Исследователь может условно их назвать, скажем, «приверженность к либеральной или к государственной модели экономики» и «прозападная или почвенническая ориентированность», или как-то еще. Результаты подобных исследований иногда публикуются в газетах.
Часто в качестве исходных данных для шкалирования используются не сами оценки степени сходства объектов, а результаты их ранжирования. Соответствующие методы шкалирования называются неметрическими. Они были разработаны для решения проблем психологии: здесь исходными данными часто служат суждения человека (как испытуемого либо как эксперта), поэтому их количественные значения носят в значительной мере условный характер. Чтобы избавиться от этой условности, и прибегают к ранжированию. Сейчас неметрическое многомерное шкалирование широко применяется и для других данных.