Акустико-фонематическая дислалия

При данной форме дислалии ребенок не умеет на слух различать фонемы ни в речи окружающих, ни в своей собственной речи; смешиваются звуки, близкие по своим акустическим признакам: звонкие – глухие, твёрдые – мягкие, свистящие – шипящие; соноры «р» -«л». Артикуляционных нарушений нет (звуки не искажены), но ребенок звуки произносит так, как он их слышит. Основная причина – несформированность фонематического слуха, неспособность верно произвести отбор фонем по их акустическим признакам. Нарушение локализовано в сенсорном звене механизма речи.

При акустико-фонематической форме дислалии встречается три типа дефектов звукопроизношения:

1. Отсутствие звука (лоб - об). Ребёнок не произносит звук, так как его не слышит. Отсутствие звука встречается редко.

2. Замена звуков встречается чаще. При этом субститут произносится чисто, в соответствии с нормой. Например: «жил» – «шил», «рак» – «лак», «зайка» – «сайка». Замены звуков являются избирательными; например, ребёнок не различает по акустическим признакам только соноры «р» - «л», остальные звуки дифференцирует хорошо. В данном случае фонематическая система сформирована не полностью.

3. Смешение звуков. Фонетическая система сформирована, но ребёнок смешивает звуки, употребляя то один, то другой звук из акустически сходных фонетических групп.

В связи с наличием данных дефектов произношения ребёнок не точно узнаёт слова из речи окружающих; поскольку и сам он произносит слова дефектно, то слушающие его неправильно понимают, что вызывает проблемы в общении. Акустико-фонематическая дислалия всегда отражается на письме: возможны ошибки как при написании диктантов, так и при выполнении творческих письменных работ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: