Артикуляторно-фонематическая дислалия

Различение звуков речи на слух сформировано: при восприятии чужой речи ребёнок не смешивает слова и звуки, но в собственной речи он может заменять, смешивать звуки, близкие по способу или месту образования. Основная причина данного явления: несформированность операций отбора фонем по их артикуляционным признакам в моторном звене механизма речи.

При артикуляторно-фонематической форме дислалии наблюдается два вида дефекта произношения: замена и смешение.

Замены звуков встречаются в том случае, если у ребёнка не образовались артикуляционные образы фонем и дошкольник заменяет отсутствующий артикуляционный уклад укладом звука, близкого по способу или месту образования, но более лёгкого в исполнении. Артикуляционная база в данном случае редуцирована.

При смешении звуков у ребёнка сформированы все артикуляционные позиции, но он их не различает: при отборе позиций принимается неправильное решение, и, в результате этого звуковой облик слова становится неустойчивым.

Замены и смешения могут наблюдаться среди следующих пар звуков:

1. Звуки, близкие по работе активнодействующего органа, но разные по способу образования. Например, звук «ц» включает уклады звуков «т» и «с»; «ц», «т», «с» - переднеязычные, но «т» - смычно-взрывной, в «с» - щелевой. Ребёнок выбирает один из укладов в качестве субститута и устойчиво использует его в речи.

2. Звуки, близкие по работе активнодействующего органа, но разные по положению этого органа. Звуки «с» и «ш» - переднеязычные, фрикативные; но при звуке «с» кончик языка находится внизу, за нижними зубами, а при звуке «ш» - вверху, у переднего края твёрдого нёба. Так как за нижними зубами язык удерживать легче, ребёнок заменяет звук «ш» звуком «с».

3. Звуки, близкие по месту, но разные по способу образования. Например, звук «р» заменяется звуком «л»: оба звука сонорные, язычно-альвеолярные, но «р» вибрант, а «л» - смычно-проходной.

4. Звуки, одинаковые по способу образования, но разные по месту образования. Так, взрывной заднеязычный «к» заменяется на взрывной переднеязычный «т».

5. Звуки-аффрикаты «ц» и «ч» могут взаимозаменяться как смычно-щелевые.

6. Возможны замены между звонкими и глухими парами в том случае, если не сформирована способность производить отбор звука по работе голосовых складок.

7. Возможны замены между твёрдыми и мягкими парами, если ребёнок не дифференцирует работу средней части спинки языка при образовании артикуляционно сходных фонем.

Артикуляцинно-фонематическая форма дислалии отражается на письме, но, возможно, в диктантах ребёнок не будет допускать ошибок, а сочинения, изложения – будет писать с ошибками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: