Методические указания. Источники права социального обеспечения отражают изменения, происходящие в социально-экономической сфере

Источники права социального обеспечения отражают изменения, происходящие в социально-экономической сфере. Вступление России в рыночные отношения связано с существенным изменением законодательства в области социального обеспечения. Под источниками права социального обеспечения следует понимать общепризнанные принципы международного права и основополагающие нормы международного права, международные договоры и внутренние договоры, различные нормативные правовые акты, судебные прецеденты, которые устанавливают, изменяют или прекращают нормы, регулирующие общественные отношения по социальному обеспечению граждан, составляющие предмет данной отрасли права.

Источники права социального обеспечения, как и других отраслей права, принято классифицировать по следующим признакам:1) по юридической силе; 2) по сфере действия, 3) по органам, принявшим нормативный акт, 4) по форме акта; 5) по правовым институтам; 6) по кругу лиц, на который распространяется действие актов. Классификация источников права социального обеспечения может быть осуществлена и по видам регулируемых общественных отношений. Это связано с тем, что право социального обеспечения регулирует однородные по своему характеру отношения, но в то же время эти отношения отличаются по их предмету. В одном случае предметом являются материальное благо в форме денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций), а в других – материальное благо в натуральной форма (форме социальной услуги либо льготы). Поэтому в системе источников можно выделить обособленные группы нормативных правовых актов: 1) акты, регулирующие пенсионное обеспечение; акты о социальных пособиях и компенсационных выплатах; 3) акты о социальном обслуживании пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, безработных и иных категорий граждан в случаях, установленных законом; 4) акты о медицинской помощи и лечении; 5) акты о социальной реабилитации.

Важную роль среди источников ПСО выполняют Указы Президента РФ. Необходимо дать общую характеристику наиболее важные из них, принятых в последнее время. Важную роль среди источников права социального обеспечения имеют акты, издаваемые Правительством РФ. В соответствии со своей компетенцией Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения.

Самостоятельную группу источников ПСО составляют акты министерств и ведомств, детализация которых содержится в подзаконных нормативных правовых актах. Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Пункт 13 Указа предусматривает образование Министерства здравоохранения и социального развития РФ с передачей ему функции принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности и упразднение Министерства здравоохранения РФ и Министерство труда и социального развития РФ.

Новым источником права социального обеспечения, ранее несвойственными для этой отрасли, являются международно-правовые акты (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Особое место среди источников права социального обеспечения занимают соглашения государств – участников Содружества Независимых Государств, устанавливающие условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде их из одного государства СНГ в другое. Первое Соглашение «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» было заключено 13 марта 1992 года. Подписав Соглашение, государства договорились о проведении политики гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении, закрепили основные принципы обеспечения лиц, которые приобрели право на пенсию на территории бывших республик СССР и реализуют это право на территории государств – участников Соглашения.

В последние годы определенное развитие получают такие источники права социального обеспечения, как локальные нормативные акты. Главное их предназначение заключается в повышении уровня социальной защиты граждан в пределах определенных административно-территориальных образований – регионов, местных и муниципальных образований, а также на уровне хозяйствующих субъектов-организаций. Такими актами устанавливаются дополнительные, помимо предусмотренных федеральным законодательством меры материальной или социальной поддержки различных категорий нуждающихся граждан.

Исследуя источники права социального обеспечения, следует указать, что отраслевая кодификация законодательства не проведена, но предпосылки для этого уже созрели, действует ряд кодифицированных нормативных актов по отдельным видам социального обеспечения, интенсивно развивается текущее законодательство. Подготовка и издание кодифицированного нормативного акта явилось бы завершающим этапом создания единой системы источников права социального обеспечения.

Контрольные вопросы и задания

1. Понятие и классификация источников права социального обеспечения

2. Международно-правовые акты как источники права социального обеспечения

3. Назовите основные законы в системе пенсионного обеспечения

4. Каково значение указов Президента РФ как источника права

5. Чем вызвано повышение роли региональных и локальных актов как источников права социального обеспечения?

6. В каких статьях Конституции говорится о социальном обеспечении?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: