Методические указания. Давая характеристику правоотношений в сфере социального обеспечения, следует указывать, что они представляют собой определенную связь между гражданами

Давая характеристику правоотношений в сфере социального обеспечения, следует указывать, что они представляют собой определенную связь между гражданами, с одной стороны, и органами государства (либо иными органами), осуществляющими социальное обеспечение на основе правовых установлений (в том числе локальных), - с другой. Правоотношения в сфере социального обеспечения являются по своей сути распределительными, поскольку вызваны к жизни объективной необходимостью удовлетворения потребности определенной части членов общества (престарелых, семей с детьми, безработных, беженцев), путем их материального обеспечения как за счет бюджетных средств, так и за счет средств специально создаваемых для этих целей фондов (федеральных, региональных, муниципальных, отдельных организаций).

Правоотношения по социальному обеспечению – это урегулированные нормами права фактические отношения по поводу предоставления денежных выплат, услуг, льгот, возникающие между государственными органами (учреждениями) и физическими лицами, имеющими на них право. Многие аспекты правоотношений советского социалистического обеспечения исследованы в трудах Н.Г. Александрова, В.С. Андреева, Е.И. Астраханова, В.А. Ачаркана К.С. Батыгина, А.Д. Зайкина, Р.И. Ивановой. В зависимости от того, результатом реализации какой нормы являются правоотношения, они делятся на: материальные, процедурные и процессуальные. Ядро системы правоотношений составляют материальные правоотношения, которые удовлетворяют потребности престарелых и нетрудоспособных лиц в материальных средствах, в охране их здоровья, в содержании и воспитании детей. Указанные правоотношения являются относительными, так как правами и обязанностями наделяются оба их субъекта.

Отличительная особенность социально-обеспечительных правоотношений заключается в том, что участвующий в них гражданин (или семья) при соблюдении установленных законом условий наделен субъективным правом на получение пенсии, пособия, компенсационных выплат, услуг или льгот, а государственный орган (учреждение) обязан его предоставить. Причем мера его обязанности предопределяется мерой требования управомоченного лица. Это означает, что в одностороннем порядке или соглашению сторон она изменена быть не может.

На практике не существует единого правоотношения по социальному обеспечению, позволяющего гражданину реализовать свое субъективное право сразу на все виды выплат. Но при наступлении определенных юридических фактов гражданин может быть субъектом нескольких правоотношений, существующих в одно и то же время. Например, инвалид вследствие военной травмы является субъектом двух правоотношений: по поводу пенсионного обеспечения по старости (или за выслугу лет) и по инвалидности.

Студентам необходимо хорошо усвоить особенности правоотношений в области социального обеспечения и уметь их классифицировать по видам и знать содержание социально-обеспечительных правоотношений.

5.1. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению

2. Субъекты правоотношений по социальному обеспечению

3. Объекты правоотношений по социальному обеспечению

4. Содержание социально-обеспечительных правоотношений

5. Что является основанием возникновения, изменения и прекращения пенсионных правоотношений?

6. Какие юридические акты вызывают возникновение и прекращение правоотношений по поводу предоставления гражданам натуральных выплат?

7. Какие юридические факты вызывают возникновение правоотношений по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами?

8. Какие существуют критерии классификации социально-обеспечительных правоотношений?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: