Соц-но- территориальная структура общ-ва, её особенности в России

Социально-территориальная структура определяется по характеристике исторически сложившихся территориальных общностей людей, характеризующихся общими условиями жизнедеятельности, социокультурными традициями.

Этнодемографические, профессиональные процессы, фазы общественного воспроизводства, различные виды социальных взаимодействий осуществляются в географическом пространстве и потому имеют определенную “территориальную проекцию”. Аналогично обстоит дело с жизнью отдельных людей: они рождаются, осуществляют какую-то деятельность, умирают, и “территориальные проекции” их путей в одних случаях сжимаются в “точку” единственного села и города, в других же, охватывают чуть ли не весь мир.

Повседневная пространственная подвижность людей даже при высокоразвитых средствах сообщения ограничена 50-100, а при слабо развитых - 5-10 км. В то же время людям необходимо постоянно работать, чтобы обеспечивать себя требуемыми жизненными средствами и получать общественные услуги: учить детей, покупать товары, лечиться и т.д. Отсюда необходимость пространственной концентрации жилого фонда, учреждений обслуживания и производственных предприятий в населенных местах (городах, поселках и селах, занимающих не более одного процента общего жизненного пространства общества).

Характер размещения и типология поселений в тех или иных регионах зависят от физико-географических, экономических, политических и социальных условий исторического развития. На ранних его этапах поселения размещались в местах, удобных для обороны, и на пересечении торговых путей. Позже формирующаяся сеть городов как промышленно-торговых и транспортных центров превратилась в самостоятельный фактор концентрации производства и населения. Исследование строения и функционирования социально-территориальной структуры позволяет осветить специфический социальный механизм реализации экономических отношений, связанный с взаимодействиями территориальных общностей.

Элементами социально-территориальной структуры являются активно взаимодействующие друг с другом социально-экономические типы территориальных общностей. Границы этих общностей определяются административным делением территории России между республиками, областями, краями, городами, сельскими административными районами и поселениями.

Территориальная общность, во-первых, представляет собой относительно самостоятельную ячейку территориальной структуры общества, включающую, во-первых, соответствующую группу населения, во-вторых, используемую этой группой часть жизненного пространства с ее природными ресурсами, производственными предприятиями, жилым фондом, социально-бытовой инфраструктурой. Отличительными чертами территориальных общностей являются относительная пространственная обособленность, целостность, проявляющаяся в большем развитии внутренних социально-экономических связей по сравнению с внешними, “самодостаточность” производственной и непроизводственной сфер для удовлетворения базисных потребностей группы, специфика качественного состава населения и условий его жизнедеятельности[1].

Территориальная группа представляет собой совокупность людей, объединенных проживанием на одной территории (в одном поселении), единством территориальных условий жизнедеятельности, сходством пространственных интересов и поведения. Обычно территориальная группа рассматривается как целостный элемент территориальной общности.2 Однако исследование социальной структуры требует конкретизации этого представления, т.е. разделения территориальных групп на элементы, существенно различающиеся своим положением, интересами, поведением и влиянием, оказываемым на развитие общности. Такими элементами являются: а) население общности, не выполняющее управленческих функций; б) руководители ее производственных и непроизводственных организаций; в) ответственные работники местных органов управления.

Содержание и интенсивность социальных отношений и взаимодействий территориальных общностей зависит от того, сходны они или различны. Чем более они сходны в социально-экономическом плане, тем с более близким кругом проблем сталкивается их население. Взаимодействие между сходными территориальными общностями сводятся к соревнованию, обмену опытом, взаимопомощи, объединению усилий для решения общих задач. Различия же в характере и уровне социально-экономического развития стимулируют такие виды взаимодействий, как обмен результатами деятельности, связи управления, миграция постоянного населения, трудовая и культурно-бытовая маятниковая миграция и др. Взаимодействия общностей разного типа играют гораздо большую роль в развитии общностей разного типа, в развитии общества в целом, чем сжатое представление социально-территориальной подструктуры как системы взаимодействующих социально-экономических типов общностей. [2]

Территориальные группы разделяются на два типа - поселенческие и региональные. Особенностями поселенческих общностей являются концентрации населения и условий его жизнедеятельности на сравнительно небольшой территории и дискретное размещение в географическом пространстве. К региональному типу общностей относятся сельские районы, автономные округа, области, края, республики. Общности этого типа непосредственно граничат друг с другом и в совокупности занимают все жизненное пространство общества.

Существенная разницы между поселенческими и региональными общностями и их одинаковая важность для развития общества вызывают необходимость разделения социально-территориальной структуры (рис.21) на две относительно самостоятельные подструктуры: поселенческую и региональную. Элементами первой служат социально-экономические типы поселений, не учитывающие их географического положения, элементами второй - типы региональных объектов разного уровня (районов, областей, республик), что, например, отражено в административном делении Российской Федерации.

Социально-поселенческая подструктура формируется на основе следующих типообразующих признаков поселения.[3]

Численность населения, или людность. С одной стороны, людность поселения предопределяет степень пространственной концентрации человеческих масс, богатство информационной среды, меру формализации социальных контактов, возможности дружеского и профессионального общения, образования семей и т.д. С другой стороны, она служит базой определения нормативного уровня развития социальной инфраструктуры. Чем больше людей живёт в поселении, тем более широкий круг учреждений обслуживания оно в принципе может иметь и тем выше может быть их ранг. Так, согласно существовавшим нормам, на строительство детского сада может претендовать поселение, имеющее не менее 500 жителей, кинотеатра - не менее 3 тысяч, театра оперы и балета - не менее миллиона жителей.

Социально-демографический состав поселенческой группы отражает её сбалансированность по полу и возрасту, способность к естественному самовоспроизводству (или, напротив, потребность в систематическом пополнении извне за счёт миграции), семейный состав населения, его структуру по образованию, квалификации, соотношение лиц разных национальностей и разных культурных традиций. Качественный состав жителей определяет социально-психологический климат в поселении, господствующие нормы поведения, традиции, образ жизни. По этому признаку различаются, например, города разных масштабов (крупные или малые), неодинаковой специализации (скажем, научные или шахтёрские). Большие различия наблюдаются и между городом и селом.

Административный статус, присваеваемый каждому поселению, разделяет, во-первых, сёла и города, во-вторых, их конкретные типы. Города разделяются на категории в зависимости от того, каким органам управления они подчиняются: районным, областным, республиканским, или федеральным. Административный статус сёл определяется тем, являются ли они центрами районов или не выполняют функций центральности. От административного статуса зависят масштабы капитальных вложений в развитие производственной и социально-бытовой инфрастуктуры поселений, темпы и эффективность их социально-экономического развития. Например, столицы республик развиваются намного быстрее, чем областные центры, имеющие аналогичную численность населения.

Производственный профиль поселений отражает емкость и профессионально-отраслевую структуру системы рабочих мест в общественном производстве, а также социальную ценность этих мест (уровень оплаты труда, его условия, тяжесть, возможность получения жилья, мест в детских учреждениях и т.д.). Этот признак дифференцирует, во-первых, многофункциональные поселения с высокой емкостью и большим отраслевым разнообразием рабочих мест и многоотраслевые поселения, предъявляющие спрос на труд по ограниченному кругу профессий, во-вторых, отраслевые поселения разного профиля (сельскохозяйственные, лесозаготовительные, шахтерские, строительные, научные и т.д.). Обеспеченность разных поселенческих групп рабочими местами в общественном производстве различается очень сильно. В крупнейших городах можно в принципе найти работу по любой специальности, соответственно очень широк круг профессий, выбираемых здесь молодежью. Напротив, в небольших городах, поселках и на селе выбор рабочих мест в ряде случаев ограничивается несколькими профессиями. Так в небольших деревнях, не имеющих регулярных транспортных сообщений с более крупными центрами, почти все мужчины становятся трактористами, механизаторами или скотниками, почти все женщины - доярками, телятницами или полевыми рабочими. Производственная сфера некоторых поселений фиксирована преимущественно на потреблении мужского труда (например, воинские поселения, отдельно дислоцированные боевые части, заставы и т.п.), других - на потреблении женского (например, знаменитые “города невест” на основе ткацкого производства и т.п.). Наконец есть поселения, производственная сфера которых вообще не способна обеспечить круглогидичную занятость своего населения, так что последнее вынуждено либо работать в других населенных пунктах либо “не работать” совсем, зачастую занимаясь ведением, так называемого, натурального хозяйства.

Уровень социального развития поселений выражается, прежде всего, в обеспеченности важнейшими элементами социально-бытовой инфраструктуры, в качестве общественного обслуживания населения. В качестве основных характеристик этого уровня можно выделить следующие группы: обеспеченность населения жильем; обеспеченность населения продовольственными и промышленными товарами; развитость бытового и социально-культурного обслуживания населения; развитость системы образования.

Местоположение поселений по отношению к транспортным коммуникациям и общественно-политическим центрам. Область реальной деятельности большинства современных людей не ограничивается рамками своего поселения (даже если это многомиллионный город). Люди ездят на работу, в учебные заведения, с целью совершения покупок, получения медицинских услуг и т.д. Между тем пространственный арсенал транспортной доступности за определенное время (например, за один час, десять часов или сутки) для поселенческих структур весьма различен. Если из Москвы за 10-12 часов можно добраться до Владивостока, то из районного города или села другой области на это потребуется на много больше времени. Соответственно дифференцируются и возможности удовлетворения потребностей населения за пределами собственных населенных мест.

Комплекс экологических условий - климатические условия, степень загрязнения воздуха и земли вредными химическими веществами, уровень радиации, качество питьевой воды, наличие зон отдыха на берегах морей, озер и рек, вблизи лесов и т.п. Совокупность этих условий непосредственно отражается на здоровье, продолжительности жизни, трудоспособности и т.п. соответствующих групп населения.

Особенности социальной политики местных органов власти. Хотя положения этой политики в основном определяются высшими эшелонами власти, то есть носят общероссийский характер, конкретная реализация их на местах не одинакова.

Социально-территориальные группы участвуют в реализации таких отношений, как размещение производительных сил, территориальное разделение труда и обмен результатами деятельности, территориальная кооперация труда, размещение отраслей непроизводственной сферы, распределение потребительских товаров и социально-культурных услуг, территориальное перераспределение национального дохода и т.п. С учетом вышесказанного можно выделить три основные функции, выполняемые социально-территориальной системой.

Первая заключается в создании территориальных условий для эффективного использования производственных ресурсов - месторождений полезных ископаемых, сельскохозяйственных земель, рабочей силы населения и т.п.

Второй функцией является обеспечение нормальных пространственных условий жизнедеятельности - создание рабочих мест, развитие жилого фонда, социально-бытовой инфраструктуры, снабжение продовольствием и потребительскими промышленными товарами и т.п.

Третья функция выражается в социальном контроле жизненного пространства общества, а также в хозяйственном освоении территорий, не имеющих постоянного населения (тайга, степи и т.д.). В настоящее время наблюдается тенденция к большему “стягиванию” населения к транспортным магистралям и в зоны влияния крупных городов, что с точки зрения рассматриваемой функции следует оценивать отрицательно.

У территориальных групп есть три основных способа удовлетворения своих интересов:

Первый заключается в инициативе местных органов власти и учете ими просьб и требований населения;

Второй - самостоятельном (индивидуальном или коллективном) удовлетворении назревших потребностей на основе инициативного поведения населения (с разрешения властей или независимо от них и даже вопреки их позиции);

Третий способ поведения заключается в изменении места жительства, то есть в миграции. Убедившись в том, что в рамках данной территориальной общности удовлетворить свои интересы нельзя, люди переезжают из сел в города, из малых городов в крупные, из северных и восточных районов в центральные и т.д.

Большая общественная значимость социально-территориальной подструктуры обуславливает необходимость управления ее развитием, что предполагает знание социального механизма этого процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: