Неречевые симптомы

У лиц с функциональной дислалией не наблюдается нарушений общей моторики. Движения достаточной силы, объема, амплитуды, координированные и целенаправленные. Лишь у некоторых детей с функциональной дислалией наблюдается нарушение тонкой произвольной моторики рук и пальцев. При соматическом обследовании – бледность кожи, дыхание, как правило, не нарушено, голоса – тоже. Отсутствует органическое поражение ЦНС, но наблюдаются вегетативные нарушения. Могут быть незначительные изменения эмоционально-волевой сферы (раздражительность, плаксивость). Интеллектуальная деятельность без патологии.

При артикуляторно-фонематической дислалии могут наблюдаться нарушений фонематического слуха, отклонения фонематического анализа и синтеза.

При акустико-фонематической дислалии нарушается слуховое внимание, слуховая память. Может быть снижена способность активности саморегуляции, произвольное внимание при восприятии актов. Двигательные и речевые акты сохранны. Может быть нарушен слухо-речевой ритм, музыкальный слух. Могут быть пропуски гласных, недоговаривание окончаний.

??? Лопатина Л.В. (2006) [†]: Характеристика форм дислалии:

· Механическая (артикуляторно-фонетическая дислалия по терминологии Б.М. Гриншпуна). Нарушения звукопроизношения проявляются в отсутствии и искаженном произношении звуков. Фонематическое восприятие и дифференциация звуков первично не нарушены. Звукопроизносительные дефекты обусловлены нарушением строения периферического отдела речевого аппарата (аномалии в строении прикуса, зубов, губ, языка, нёба – за исключением расщелин).

· Функциональная моторная дислалия (артикуляторно-фонематическаядислалия по терминологии Б.М. Гриншпуна). Нарушения звукопроизношения проявляются в заменах звуков по артикуляторному сходству и в искаженном произношении звуков. При этом искаженный вариант произнесения по своей акустической характеристике максимально близок к нормативному звучанию, поскольку фонематическое восприятие и дифференциация звуков первично не нарушены. Звукопроизносительные дефекты обусловлены недостаточно четкими дифференцированными движениями артикуляторных органов, т.е. недостаточностью речедвигательных дифференцировок.

· Функциональная сенсорная дислалия (акустико-фонематическаядислалия по терминологии Б.М. Гриншпуна). Нарушения звукопроизношения проявляются в заменах и смешениях звуков по акустическому признаку. Звукопроизносительные дефекты обусловлены первичным нарушением формирования фонематического восприятия и дифференциации звуков, приводящим к недостаточности речеслуховых дифференцировок.

· Смешанная функциональная дислалия. Нарушения звукопроизношения обусловлены недостаточностью и речедвигательных, и речеслуховых дифференцировок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: