Механическая дислалия – нарушение звукопроизношения, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции) при сохранном слухе и сохранной иннервации периферического аппарата речи. Иногда ее называют органической.
Нарушения периферического речевого аппарата (различные аномалии губ, челюсти, зубов, языка и неба) могут быть врожденными и приобретенными.
Причины зубо-челюстных аномалий:
1. внутренние (генотип): 14 % - доля наследственных аномалий
2. внешние: под действием неблагоприятных факторов внешней среды в пренатальный и постнатальный периоды, в том числе – наиболее распространенные:
– рахит;
– родовые травмы;
– ушибы и травмы головы;
– искусственное вскармливание;
Инфантильный тип глотания. Внешние признаки:
- язык ребенка в покое и при глотании располагается между зубами верхней и нижней челюстей;
- рот приоткрыт;
- нижняя челюсть отстает в развитии;
- в процесс глотания заметно вовлекаются мышцы щек и круговой мышцы рта, создавая избыточное давление на зубные ряды при каждом глотательном движении.
В результате формируется мышечный дисбаланс – внешнее давление приоральной мускулатуры преобладает над давлением языка изнутри. (В норме язык, упираясь при глотании в переднюю треть твердого нёба, обеспечивает и поддерживает правильную форму зубных рядов.) Эти нарушения ведут к значительным изменениям в развитии челюстно-лицевой области, а также к нарушению артикуляции, приводящему к неправильному произношению отдельных звуков.
– нарушения носового дыхания
При нормальном носовом дыхании во время вдоха в полости рта образуется отрицательное давление, в момент выдоха – положительное. В результате такого уравновешенного дыхания развивается нормальная форма челюсти. Мышцы околоротовой области находятся в состоянии равновесия. В этих условиях язык полностью заполняет полость рта, касаясь зубных рядов и тесно прилегает к мягкому и твердому нёбу.
При ротовом дыхании эти условия нарушаются, и верхняя челюсть формируется при постоянном сдавливании, что приводит к различным патологиям ее строения. При ротовом дыхании челюсти не соприкасаются, язык теряет контакт с нёбом, и между языком и нёбом образуется свободное пространство, которое позволяет воздуху проходить через рот. Ротовое дыхание приводит к несогласованности мышц губ и языка, и мышцы языка утрачивают давление на верхнюю челюсть, что приводит к ее деформации. Под воздействием ротового дыхания и избыточного давления щечных мышц видоизменяется и форма верхней челюсти – она сужается в боковых участках. Одновременно с сужением челюсти изменяется и форма носовых ходов, носовая перегородка искривляется, что соответственно ведет к изменению тембра голоса. Эти деформации, в свою очередь, способствуют закреплению ротового типа дыхания.
Ротовое дыхание. Клинические признаки:
- рот ребенка постоянно полуоткрыт,
- при дыхании заметно напряжение крыльев носа, изменение конфигурации ноздрей,
- у таких детей узкие плечи, впалая грудь, бледный цвет лица, они постоянно облизывают губы, в результате чего у них часто возникает хейлит (шелушение красной каймы губ).
– вредные привычки у детей и подростков:
· сосание и прикусывание пальцев, губ, щек, посторонних предметов, привычка к ротовому дыханию, прокладывание языка между зубами при глотании и речи, неправильная речевая артикуляция.
· фиксированные позы, определяющие неправильное положение нижней челюсти. Неправильные позотонические рефлексы – нарушение осанки, подкладывание кулачка под щеку и запрокидывание головы во время сна. Результатом подобных привычек являются недоразвитие нижней челюсти, сужение и деформация зубных дуг, открытый прикус и т.д.
В зависимости от места дефекта выделяют следующие варианты механической дислалии:
1. губная дислалия (аномалии строения губ):
· губы, деформированные рубцами,
· очень толстые губы,
· тонкие губы,
· патологическое строение уздечки верхней губы: укороченное или низкое ее прикрепление, ограничивающее подвижность верхней губы).
При неправильном строении губ наблюдается малая их подвижность.
2. зубная дислалия – возникает вследствие аномалий зубной системы (отклонения по форме, величине зубов, отсутствие отдельных зубов). К зубной дислалии относят и челюстные аномалии (неправильный прикус). Прикус – взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей при их смыкании. Встречаются различные аномалии прикуса:
- глубокий прикус – увеличение перекрытия верхними резцами нижних в вертикальном направлении,
- открытый передний (передний фронтальный) прикус – зубочелюстная аномалия, при которой образуется щель между резцами при смыкании зубных рядов (не сходятся резцы при смыкании боковых зубов),
- открытый боковой (одно- или двусторонний боковой открытый) прикус – зубочелюстная аномалия, при которой при смыкании зубных рядов образуется щель между зубами в боковом отделе (сбоку большие щели),
- прогнатия (дистальный прикус) – выступание верхней челюсти вперед (по сравнению с нижней) вследствие ее чрезмерного развития (недоразвитие нижней челюсти),
- прогения (мезиальный прикус) – выступание нижней челюсти вперед (по сравнению с верхней) вследствие ее чрезмерного развития
3. язычная дислалия (аномалии языка) – возникает вследствие патологии строения тела и уздечки языка. Язык – единственный орган, который соприкасается с альвеолярными[‡] отростками и зубами с оральной стороны. Поэтому форма зубо-челюстной системы в значительной степени определяется размером, тонусом и положением языка.
· макроглоссия – чрезмерно большой язык (увеличение массы языка может наблюдаться при полипах, опухолях языка).
· микроглоссия – чрезмерно маленький язык.
· расщепление языка
· укорочение уздечки языка или прикрепление ее близко к кончику языка (ограничивают подвижность языка).
· Важное значение имеют не только размеры языка, но и изменения давления, оказываемого языком на альвеолы. Аномалия функции языка наблюдается при инфантильном глотании. В норме язык контактирует с альвеолярными отростками при глотании и соприкасается с поверхностями верхних боковых зубов. При обычном глотании язык поднимает пищевой комок и прижимает к нёбу, а на спинке языка образуется желобок, и кончик языка давит вверх и вниз. При инфантильном – кончик языка помещается между зубами, отталкиваясь от губ.
Нарушения зубо-челюстной системы являются наиболее частой причиной нарушений звукопроизношения, на втором месте – аномалии языка, на третьем – губные аномалии.
В результате комплексного исследования 160 детей 3 – 9 возраста, включавшего речевое и ортодонтическое обследование, (Н.Ю.Григоренко, М.Л.Синяева, 2000) [§] было выявлено:
– среди аномалий органов артикуляции наиболее распространены деформации зубочелюстной системы, реже встречаются дефекты строения органов ротовой полости,
– чем раньше появилась анатомическая деформация органов артикуляции, тем больше риск появления устойчивых дефектов фонетического строя речи,
– патология молочного прикуса провоцирует более грубые и стойкие нарушения звукового оформления речи, нежели зубочелюстные аномалии, появившиеся только в постоянном прикусе,
– у школьников, имеющих патологии постоянного прикуса, нарушения звукопроизношения встречаются в 2 – 3 раза реже, чем у дошкольников с выраженными аномалиями молочного прикуса,
– чем раньше выявлена патология строения органов артикуляции и начата комплексная работа по их устранению, исправлению нарушений звукопроизношения и развитию фонематических процессов, тем быстрее и эффективнее можно добиться положительных результатов в коррекции дислалии.
Симптоматика механической дислалии такая же, как и при функциональной дислалии: наблюдаются следующие формы неправильного звукопроизношения – отсутствие звука, замена, искажение. Некоторые особенности нарушений звукопроизношения при механической дислалии:
1. Искаженное произношение звуков (а не замена звуков) – наиболее характерный дефект звукопроизношения при механической дислалии.
2. При механической дислалии страдают целые группы звуков, имеющие общие моменты в артикуляции.
Аномалии зубочелюстной системы, ротовой полости и носоглотки, предрасполагающие к нарушению звукопроизношения (или наиболее часто осложняющие определенные виды недостатков фонетического строя речи)*:
| Нарушения звукопроизношения | Аномалии зубочелюстной системы | Аномалии строения органов ротовой полости и носоглотки, а также органически обусловленные нарушения их функций |
| Сигматизмы группы свистящих звуков (С, С', 3, 3', Ц) Межзубный сигматизм | Нейтральный прикус с протрузией[**] верхних резцов; нейтральный фронтальный открытый прикус; дистальный прикус с протрузией верхних резцов; дистальный фронтальный открытый прикус; мезиальный фронтальный открытый прикус; ранняя потеря молочных зубов | Аденоидные разращения, затрудняющие носовое дыхание (у ребенка постоянно приоткрыт рот); массивный недостаточно пластичный, малоподвижный язык. Парез мышц языка |
В ряде случаев механическая дислалия может комбинироваться с функциональной дислалией, стертой формой дизартрии.
Недостатки речи при зубо-челюстных аномалиях:
1. нарушения ритмико-мелодической стороны речи (интонации).
2. фонетические нарушения (искажения звуков).