Механическая дислалия

Механическая дислалиянарушение звукопроизношения, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции) при сохранном слухе и сохранной иннервации периферического аппарата речи. Иногда ее называют органической.

Нарушения периферического речевого аппарата (различные аномалии губ, челюсти, зубов, языка и неба) могут быть врожденными и приобретенными.

Причины зубо-челюстных аномалий:

1. внутренние (генотип): 14 % - доля наследственных аномалий

2. внешние: под действием неблагоприятных факторов внешней среды в пренатальный и постнатальный периоды, в том числе – наиболее распространенные:

рахит;

родовые травмы;

ушибы и травмы головы;

искусственное вскармливание;

Инфантильный тип глотания. Внешние признаки:

- язык ребенка в покое и при глотании располагается между зубами верхней и нижней челюстей;

- рот приоткрыт;

- нижняя челюсть отстает в развитии;

- в процесс глотания заметно вовлекаются мышцы щек и круговой мышцы рта, создавая избыточное давление на зубные ряды при каждом глотательном движении.

В результате формируется мышечный дисбаланс – внешнее давление приоральной мускулатуры преобладает над давлением языка изнутри. (В норме язык, упираясь при глотании в переднюю треть твердого нёба, обеспечивает и поддерживает правильную форму зубных рядов.) Эти нарушения ведут к значительным изменениям в развитии челюстно-лицевой области, а также к нарушению артикуляции, приводящему к неправильному произношению отдельных звуков.

нарушения носового дыхания

При нормальном носовом дыхании во время вдоха в полости рта образуется отрицательное давление, в момент выдоха – положительное. В результате такого уравновешенного дыхания развивается нормальная форма челюсти. Мышцы околоротовой области находятся в состоянии равновесия. В этих условиях язык полностью заполняет полость рта, касаясь зубных рядов и тесно прилегает к мягкому и твердому нёбу.

При ротовом дыхании эти условия нарушаются, и верхняя челюсть формируется при постоянном сдавливании, что приводит к различным патологиям ее строения. При ротовом дыхании челюсти не соприкасаются, язык теряет контакт с нёбом, и между языком и нёбом образуется свободное пространство, которое позволяет воздуху проходить через рот. Ротовое дыхание приводит к несогласованности мышц губ и языка, и мышцы языка утрачивают давление на верхнюю челюсть, что приводит к ее деформации. Под воздействием ротового дыхания и избыточного давления щечных мышц видоизменяется и форма верхней челюсти – она сужается в боковых участках. Одновременно с сужением челюсти изменяется и форма носовых ходов, носовая перегородка искривляется, что соответственно ведет к изменению тембра голоса. Эти деформации, в свою очередь, способствуют закреплению ротового типа дыхания.

Ротовое дыхание. Клинические признаки:

- рот ребенка постоянно полуоткрыт,

- при дыхании заметно напряжение крыльев носа, изменение конфигурации ноздрей,

- у таких детей узкие плечи, впалая грудь, бледный цвет лица, они постоянно облизывают губы, в результате чего у них часто возникает хейлит (шелушение красной каймы губ).

вредные привычки у детей и подростков:

· сосание и прикусывание пальцев, губ, щек, посторонних предметов, привычка к ротовому дыханию, прокладывание языка между зубами при глотании и речи, неправильная речевая артикуляция.

· фиксированные позы, определяющие неправильное положение нижней челюсти. Неправильные позотонические рефлексы – нарушение осанки, подкладывание кулачка под щеку и запрокидывание головы во время сна. Результатом подобных привычек являются недоразвитие нижней челюсти, сужение и деформация зубных дуг, открытый прикус и т.д.

В зависимости от места дефекта выделяют следующие варианты механической дислалии:

1. губная дислалия (аномалии строения губ):

· губы, деформированные рубцами,

· очень толстые губы,

· тонкие губы,

· патологическое строение уздечки верхней губы: укороченное или низкое ее прикрепление, ограничивающее подвижность верхней губы).

При неправильном строении губ наблюдается малая их подвижность.

2. зубная дислалия – возникает вследствие аномалий зубной системы (отклонения по форме, величине зубов, отсутствие отдельных зубов). К зубной дислалии относят и челюстные аномалии (неправильный прикус). Прикус – взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей при их смыкании. Встречаются различные аномалии прикуса:

- глубокий прикус – увеличение перекрытия верхними резцами нижних в вертикальном направлении,

- открытый передний (передний фронтальный) прикус – зубочелюстная аномалия, при которой образуется щель между резцами при смыкании зубных рядов (не сходятся резцы при смыкании боковых зубов),

- открытый боковой (одно- или двусторонний боковой открытый) прикус – зубочелюстная аномалия, при которой при смыкании зубных рядов образуется щель между зубами в боковом отделе (сбоку большие щели),

- прогнатия (дистальный прикус) – выступание верхней челюсти вперед (по сравнению с нижней) вследствие ее чрезмерного развития (недоразвитие нижней челюсти),

- прогения (мезиальный прикус) – выступание нижней челюсти вперед (по сравнению с верхней) вследствие ее чрезмерного развития

3. язычная дислалия (аномалии языка) – возникает вследствие патологии строения тела и уздечки языка. Язык – единственный орган, который соприкасается с альвеолярными[‡] отростками и зубами с оральной стороны. Поэтому форма зубо-челюстной системы в значительной степени определяется размером, тонусом и положением языка.

· макроглоссия – чрезмерно большой язык (увеличение массы языка может наблюдаться при полипах, опухолях языка).

· микроглоссия – чрезмерно маленький язык.

· расщепление языка

· укорочение уздечки языка или прикрепление ее близко к кончику языка (ограничивают подвижность языка).

· Важное значение имеют не только размеры языка, но и изменения давления, оказываемого языком на альвеолы. Аномалия функции языка наблюдается при инфантильном глотании. В норме язык контактирует с альвеолярными отростками при глотании и соприкасается с поверхностями верхних боковых зубов. При обычном глотании язык поднимает пищевой комок и прижимает к нёбу, а на спинке языка образуется желобок, и кончик языка давит вверх и вниз. При инфантильном – кончик языка помещается между зубами, отталкиваясь от губ.

Нарушения зубо-челюстной системы являются наиболее частой причиной нарушений звукопроизношения, на втором месте – аномалии языка, на третьем – губные аномалии.

В результате комплексного исследования 160 детей 3 – 9 возраста, включавшего речевое и ортодонтическое обследование, (Н.Ю.Григоренко, М.Л.Синяева, 2000) [§] было выявлено:

– среди аномалий органов артикуляции наиболее распространены деформации зубочелюстной системы, реже встречаются дефекты строения органов ротовой полости,

чем раньше появилась анатомическая деформация органов артикуляции, тем больше риск появления устойчивых дефектов фонетического строя речи,

патология молочного прикуса провоцирует более грубые и стойкие нарушения звукового оформления речи, нежели зубочелюстные аномалии, появившиеся только в постоянном прикусе,

у школьников, имеющих патологии постоянного прикуса, нарушения звукопроизношения встречаются в 2 – 3 раза реже, чем у дошкольников с выраженными аномалиями молочного прикуса,

чем раньше выявлена патология строения органов артикуляции и начата комплексная работа по их устранению, исправлению нарушений звукопроизношения и развитию фонематических процессов, тем быстрее и эффективнее можно добиться положительных результатов в коррекции дислалии.

Симптоматика механической дислалии такая же, как и при функциональной дислалии: наблюдаются следующие формы неправильного звукопроизношения – отсутствие звука, замена, искажение. Некоторые особенности нарушений звукопроизношения при механической дислалии:

1. Искаженное произношение звуков (а не замена звуков) – наиболее характерный дефект звукопроизношения при механической дислалии.

2. При механической дислалии страдают целые группы звуков, имеющие общие моменты в артикуляции.

Аномалии зубочелюстной системы, ротовой полости и носоглотки, предрасполагающие к нарушению звукопроизношения (или наиболее часто осложняющие определенные виды недостатков фонетического строя речи)*:

Нарушения звуко­произношения Аномалии зубочелюстной системы Аномалии строения органов ротовой полости и носоглотки, а также органически обусловленные нарушения их функций
Сигматизмы груп­пы свистящих зву­ков (С, С', 3, 3', Ц) Межзубный сигматизм Нейтральный прикус с протрузией[**] верхних резцов; нейтральный фронтальный открытый прикус; дистальный прикус с протрузией верхних рез­цов; дистальный фронтальный отк­рытый прикус; мезиальный фрон­тальный открытый прикус; ранняя потеря молочных зубов Аденоидные разращения, затрудняющие носовое дыхание (у ребенка постоянно приоткрыт рот); массивный недостаточно пластичный, малоподвижный язык. Парез мышц языка

В ряде случаев механическая дислалия может комбинироваться с функциональной дислалией, стертой формой дизартрии.

Недостатки речи при зубо-челюстных аномалиях:

1. нарушения ритмико-мелодической стороны речи (интонации).

2. фонетические нарушения (искажения звуков).





Подборка статей по вашей теме: