double arrow

ЛЕКЦИЯ 10 ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА

1 Типология культуры XX века. Массовая культура, элитар­ная культура, контркультура.

2 Искусство XX века. Основные направления модернизма.

Культура XX века и ее специфика определена целым рядом факто­ров, которые и придают ей целый ряд особенностей. Прежде всего, следует указать на влияние научно-технической революции, в некотором смысле слова можно сказать, что культура XX века является порождением НТР. Так НТР изменила культурное пространство, расширила и урбанизировала его.

Распространение различных видов транспорта, средств массовой информации способствовали унификации жизни города и деревни. Городская же цивилизация создает особые условия ориентации и самоощущения человека в мире. Применение механизмов в повседневной жизни подчиняет ритм человеческой жизни ритму техники, человек все меньше зависит от самого себя, отсутствие водопроводной воды, отключение электричества, систем водоснабжения застает современного городского человека врасплох.

Развитие средств массовой информации, появление кино, радио, телевидения, с одновременным печатанием еженедельных изданий в различных городах, позволяющим распространять эти издания по всей стране в один и тот же день, приводит к образованию единой системы идей, стандартизации сознания. Унифицируя сознание, вкусы, пристрастия не только потребителей в одной стране, происходит процесс формирования какой-то интернациональной культуры, которая носит универсальный характер вне зависимости от национальных традиций.

Культура XX века стирает различия между культурой богатых и бедных слоев, вкусы стандартизируются, все, что прежде составляло исключительное достояние высших классов (определенный образ жизни, мода, система прав и ценностей) теперь мало отличима от остальной массы.

Изменение структуры рабочего времени, увеличение доходов позволяют расходовать часть денег и времени на проведение досуга, что в свою очередь, стимулирует развитие индустрии досуга.

Особенности культуры ХХ столетия связаны также с уровнем образования населения. До этого времени господствующая культура имела распространение только в среде тех, кто обладал возможностями получения образования, то есть свободным временем и материальными возможностями. С введением всеобщей грамотности умение читать и писать не является достоинством узкого круга людей, грамотность уже не достоинство, отличающее культурный облик индивида и не свидетельство утонченных вкусов. Общая урбанизация включила в сферу городской культуры людей, не стремящихся приобщиться к традиционной городской культуре, а стремящихся к созданию новой, доступной пониманию этих людей, культуры, культуры, которая не столько несет в себе новые духовные ценности, сколько культурой, целью которой является развлечение. Развитие в ХХ веке массового производства и потребления позволяет реализовать эту потребность, превращая предметы искусства в предметы потребления.

Все эти условия во многом и определяют ряд тенденций в культуре ХХ столетия.

В культуре ХХ века выделяют массовую, элитарную культуру, контркультуру. Массовая культура возникает в конце XIX– нач. ХХ вв., в более раннее время такого феномена не существовало, так как массовая культура является последствием тех процессов, о которых уже говорилось выше. Массовая культура не является культурой отдельно­го класса или социальной группы, она не носит национального характepa. Массовая культура тиражируется с помощью средств массовой информации: радио, прессы, кинематографа, телевидения; массовая культура сориентирована на массового потребителя, потребителя с унифицированными вкусами и пристрастиями. Аудитория, которая вос­принимает эту культуру - это массовая аудитория, аудитория больших залов, стадионов, кинотеатров, телевидения. Но при всем этом, мас­совая культура не определяется размером аудитории, хотя она и, несомненно, больше, чем в предшествующие исторические годы. Решающей чертой является рыночное умонастроение, которое трактует искусст­во, науку, религию, политику как предмет потребления, подчиненный экономическим соображениям, а не внутренней логике содержания.

Именно в этом пункте массовая культура навсегда расходится с серьезной культурой. Подлинные художники заняты, главным образом, внутренним процессом самой работы. Они отбирают свои собственные темы, эти темы должны быть для них значительны, они создают мето­ды, которые предназначены решить эти проблемы. Если они и проявля­ют интерес к тому, что думают об их работе другие, то эти другие серьезные художники или немногочисленная группа эрудированных спе­циалистов. Напротив, художника из сферы массового искусства оцени­вают по производительности, по распространению, по реакции аудито­рии и, прежде всего, по показателям прибыли и убытка. В массовой культуре все определяется попаданием по целям, которые выбраны для художника предпринимателями и руководителями в сфере массовой коммуникации. Оценка массового искусства выходит за пределы эсте­тического значения, ибо эта оценка всегда связана лишь с пробле­мой реального или потенциально возможного воздействия на аудито­рию. Для этого создаются особые фирмы, исследующие распростране­ние, читаемость газет и журналов, численности радио- и теле аудиторий. На основе такой статистики продаются и покупаются програм­мы передач, нанимаются и увольняются художники.

Но в силу массовости аудитории невозможно абсолютно точно ска­зать будет или не будет то или иное произведение массовой культуры иметь успех, а, следовательно, хороший сбыт. В силу этой по­стоянной неопределенности, которая распространяется на телевиде­ние, радио, спектакли, газеты, журналы, особое значение приобретает имитация, подражание. Эксперт по массовой коммуникации изу­чает новейшую продукцию и выясняет что кажется "проходящим" лучше остального и копирует ее. Поэтому характерным отличием всякой массовой коммуникации является цикличность. Цикл фильмов о пре­ступниках, музыкальных фильмов, вестернов, пикантных историчес­ких романов - по меньшей мере одни из них всегда налицо.

Каждый цикл начинается с очевидного успеха той или иной программы, книги, фильма. Следом обязательно проследует целый ряд подражаний или продолжений. Любая удачная находка становится объектом лихорадочного бума, копируется и тиражируется в бесчис­ленных вариантах.

Массовая культура не требует активного, критического воспри­ятия своих произведений, она редко использует приемы, которые уже не были опробованы многократно. Обладая специфическими средства­ми выражения, массовая культуре ориентируется на стереотипы, ил­люзии и в свою очередь сама создает стереотипы. К такому тиражи­рованию стереотипов следует отнести и такое явление как культ "звезд". Исторически этот культ связан с кинематографом, где были отработаны различные способы манипулирования сбытом продукции на рынке, включая методы рекламирования и популяризации. Распростра­ненный затем во всех других сферах массовой культуры, культ "звезд" стал прямым результатом практики сознательного отбора об­разцов для подражания. В дотелевизионные времена "звезды" высту­пали в амплуа людей, имеющих необыкновенные судьбы. Современные звезды редко наделяются теперь чертами какой-либо исключительности, они, наоборот, предельно заземляются, становясь, благода­ря своей ординарности более доступными для идентификации. Звезды тиражируются столь же массово, как и любые удачи массового ис­кусства.

Массовая культура не может существовать вне зрелой культур­ной традиции, чьи открытия и достижения она использует в своих целях. Она "пьет кровь из сосудов культурной сокровищницы, чер­пая оттуда и прием, и трюки, и уловки, и тени, выстраивая их в нужную ей систему и безжалостно отбрасывая все то, что кажется ей лишним. По прошествии какого-то времени все новое в искус­стве подвергается разграблению, разбавляется водичкой, искажает­ся и становится массовой культурой" (К.Кринберг)

Расширяющееся производство массовой культуры составляет лишь одну ведущую тенденцию культурного процесса в современном мире. Другой такой тенденцией является сохранение пластов элитарной культуры.

Элитарные тенденции в идеологии и культуре облекается в це­лостные социологические и эстетические теории, суть которых - раз­деление людей на толпу и элиту. Теоретиками элитизма выступают Ф.Ницше, О.Шпенглер, Ортега-и-Гассет, Адорно.

Не пытаясь рассматривать эти теории, следует отметить, что элитарная культура представляет собой особое образование в общей сфере культуры, она существовала, в отличие от массовой, культуры и до XX века, в обществах, где традиционно выделялась привилегированность духовной деятельности. В различных обществах элитар­ность в большей или меньшей степени была присуща культуре господствующего класса.

В разных формациях степень распространенности элитарного искусства была различно, но только в XX веке оно постепенно превратилось из отдельного течения в господствующее направление. Небывалое усиление элитарности искусства в сер.едине XX века обусловило, что модернизм смог выступить одним из выступить одним из ведущих направле­ний культурного процесса.

В практике элитарного искусства находит свое выражение обособление художника от вкусов большинства, отрицание искусства как копирования жизни, противопоставления элитарного искусства массовому.

Культурный процесс XX века характеризуется также наличием такого феномена как контркультура. Понятие контркультуры своевременном смысле слова используется в литературе для обозначения молодежного движения Запада 60-70-х годов. Это было время своеоб­разного отхода массы молодежи от традиционной культуры, который проявлялся в нестандартном поведении, нестандартной одежде, музыке, танцах. Это было массовое выступление подростков, школьников, студентов, части интеллигенции против “старых” ценностей потребительского общества, манипулирующего индивидуальным сознанием, поведением человека и его образом жизни.

Основоположником идеологии контркультуры считают Ф. Ницше.. Идеологами молодежного движения выступили философы франкфуртской школы: Маркузе, Адорно, Хоркхаймер. Так, Маркузе в своей книге «Одномерный человек» говорит о том, чтo современное индустриальное; общество сводит существование человека к «одномерному» к одной функции - потребительской, превращая его в “винтик” социаль­ного механизма. В современном обществе царствует мораль стада, мо­раль стадного животного. Власти формируют ее, постоянно ссылаясь на народное мнение, воспитывая неприятие по отношению к оригинальной мысли.

С другой cтороны, у людей закрепляется стремление идти за большинством, следуя указаниям.

Идеологи современного молодежного протеста предостерегали от инерции мышления, ибо культура нуждается в культурном, т.е. в самостоятельном и нестандартно мыслящем человеке. В обществе людей, где все стандартно мыслят, где всe подвержены идеологическому манипулированию, нет будущего. Будущее можно связывать с людь­ми нестандартными, независимыми, не признающими фальшивых лозунгов фальшивых ценностей. Что же такое контркультура? Контркультура - это целый комплекс социально-культурных установок, ориентации, противопоставляемых традиционной культуре. Это культура протеста, направленная против социального "болота", безразличия и успокоенности, социального конформизма.

Контркультура требует от общества большей свободы самореали­зации личности, полного высвобождения подсознательных сил из-под социального контроля, обновления всех человеческих связей и контактов. Предлагаемые средства достижения поставленных целей - и употребление наркотиков, и религиозный экстаз, и неформальные связи между людьми, объединенных в небольшие группы - альтерна­тивные коммуны.

Основными чертами контркультуры можно было бы назвать следующие: отрицание всех старых структур власти, судопроизводства, экономики; отказ от политики, и идеологии. Деполитизация и деидеологизация общества; отказ от старой системы образования, отрицание гулкой системы в образовании и воспитании; для контркультуры характерно искусство: поп-рок, панк-искусство, а также нетрадиционные формы религии: мистика, восточные культы.

Контркультура хиппи лежит в основе современных молодежных субкультур. В составе хиппи 60-70 г.г. были молодежь из среднего класса, студенты. В идеях этого движения можно отчетливо увидеть ростки антитоталитаризма: антитехнократизм, экологическое движение, борьба за политический и культурный плюрализм. Известный французский философ Р.Гароди, исследовавший это явление, написал. книгу "Протанцевать жизнь". Новый танец протестующей молодежи, писал он, подобен самой молодежи, кричащей: "Я хочу" идтисвоим путем, а не теми путями, которые пройдены до меня и без меня".

В настоящее время к контркультуре можно отнести движение "панков, рокеров, бритоголовых и т.п.

Настойчивые поиски нетрадиционных путей в искусстве усилились уже в конце XIX века. до 1900-х годов они не были столь радикальными и не претендовали на ниспровержение сложившихся к тому времени художественных принципов.

Модернизм как культурное явление XX века включает в себя целую группу разнообразных художественных течений, различных по своим стилевым признакам. Объединяло их стремление к созданию искус­ства будущего, новаторство, отрицание основных принципов традици­онного искусства.

Модернизм в первые десятилетия XX века оказался в драматическом положении. Его отвергли и официальные, и широкие общественные круги, и обыватели, и вся основная масса деятелей искусства. В 1905 г. образовалось группа живописцев, получивших в худо­жественных кругах название фовистов («диких»). Для них был харак­терен разрыв с программным реализмом, ибо они ставили своей целью копировать жизнь; фовисты стремились передать эстетические эмоции, т.к. именно они, а не идеи образует содержание картины. Анри Матисс, главный создатель доктрины фовизма, считал, что ис­кусство противостоит серой повседневности, поэтому оно должно не воспроизводить ее, а притягивать взор яркими красками, неожиданными пропорциями и характерным рисунком. Матиссу присуща плоскостно-декоративная манера, прибегающая к контурной линии и легко переводящая изображение в орнаментальный узор, его картин "Танец", «Разговор», "Красные рыбы" декоративны, ярки, многокрасочны. "То, о чем мечтаю, - писал Матисс - это искусство равновесия, безмятежности и покоя, чуждое волнующих и заставляющих задуматься сюжетов, которое могло бы быть укладом и отдохновением для каждого: умственного работника, делового человека или писателя". К группе фовистов помимо Матисса примыкали А.Дерен, А.Марке.

В том же 1905 г. группа немецких живописцев создала объединение «Мост». Это было первое поколение немецких экспрессионистов, творчество которых было проникнуто ощущением жестокости среды и сочувствием к человеку. Их живопись - это отзыв на страшную действительность, это смятение чувств художника, что находит свое выражение в резких и суровых красках, угловатых ломаных, линиях.

Из объединения «Мост» самыми известными были работы О.Кокошки, О.Дикса, Э.Нольде.

В годы первой мировой войны экспрессионизм получил широкое распространение. Художник М.Эрнст писал: "Это ужасная и бессмысленная война отняла у нас пять лет жизни. Мы присутствовали при смехотворном и постыдном разложении того, что нам выдавалось за прекрасное и истинное".

В Париже в 1907 г. беспредметное искусство оформляется в течение, получившее название кубизм. Основным его методом било упрощение форм материального мира до геометризации его. Толчком к возникновению этого направления послужила посмертная вы­ставка работ. Сезанна под влиянием которой Брак, Пикассо и другие художники стали геометризировать природу. П.Пикассо в программной картине "Авиньонские девицы" подверг природные мотивы геометризированной деформации. Расчлененные крупными плоскими гранями, оттененными движением цвета, они образуют тяжеловесный жесткий рельеф.

Составивший вторую фазу в развитии кубизма, "аналитический кубизм" превращает картину в дробный узор мелких геометрических элементов сквозь который проглядывает изобразительный мотив, например, лицо человека в портрете А.Воллара.

Для третьей фазы - "синтетического кубизма" характерны" многоцветные живописные композиции", образованные плоскими фрагмента­ми каких-либо предметов. Кубизм переосмыслил систему линейной перспективы, стремясь увидеть предмет одновременно со всех сто­рон, рисуя одновременно несколько плоскостей, наложенных друг на друга.

Если кубизм был сформирован вначале как живописное течение, а потом осмыслял теоретически, то футуризм выразил себя теорети­чески, а потом нашел свое воплощение в искусстве. Футуристы ква­лифицировали себя как антифилософское, спортивное, воинственное движение. Идеолог футуристов итальянский писатель Ф.Маринетти писал: "Главными элементами нашей поэзии будут храбрость, дер­зость и бунт". Футуризм был по преимуществу умонастроением художников, мечтающих о невиданном искусстве будущего, и сложившим­ся в Италии и художественное течение, в котором главное внимание уделялось ритмам, создающим эффект быстро мелькающего движения. "Мы хотим воспеть движение, лихорадочную бессонницу, гимнастический шаг, опасный прыжок, оплеуху и удар кулака" - писали художники в своем «Манифесте».

В годы первой мировой войны возникают еще три течения в модернизме: абстракционизм, дадаизм, сюрреализм.

Абстракционизм стремится освободить живопись от формы, цель искусства в свободном самовыражении художника. Довольно быстро среди абстракционистов наметились две основные тенденции: выраженные через цветовые аккорды, ритмические диссонансы трагедии человека и времени, создание почти физиологического ощущения беспокойства и напряжения и декоратавно - украшательский вари­ант. П.Мондриан, организатор объединения "голландских худотников "Де Стейл", считал, что искусство должно очиститься от чувствен­ных впечатлений, искусство должно быть свободным от природы и мира, в котором человек живет, и обратиться к чистым отношениям высшей реальности. Поэтому Мондриан писал абстрактно-геометричес­кие композиции, в которых скомбинированы прямоугольные фигуры, выкрашенные в чистые тона, и отделены эти прямоугольники между собой черной прямой линией.

Абстракционизм сводил художественное творчество к сознанию беспредметных пластических цветовых, ритмических композиций, возбуждающих свободные ассоциации, порождающих движение мысли эмоциональный эффект, но не несущих какое-либо содержанке. О замысле автора позволяеют судить лишь программы, трактаты, в которых и формулируются принципы нового искусства. Согласно этим принципам абстракционизм понимается как конечная, высшая форма искусства, «очистившая» себя от изобразительности. неизобразительные мотивы геометризированные или вольные служат в этом случае знаками непостижимого духовного начала мироздания. Считается, что первую абстрактную композицию исполнил В.Кандинский. Именно он раз­вил в своих картинах эмоциональный абстракционизм со свойственными ему аморфными мотивами.

В 1916 г. в Цюрихе возникает такое направление как дадаизм. «Дада»(самоназвание группы смысла не имеет) плод сознания, воспринимающего мир как сплошное безумие и соответствующим образом откликающееся на него. В коллажах дадаистов объединяются раздробленные фрагменты реальных предметов и отдельных впечатлений. Само сознание художественных произведений выглядит в глазах дадаистов бесмысленным и ненужным занятием. Признанный лидер француз М.Дюшан выдвигает программу антиискусства, в соответствии с которой создано собственно художественных произведений заменяется экспонированием реальных вещей (колесо велосипеда на подставке, перевернутый писсуар), репродукция «Монны Лизы» с пририсованными усами и бородой.

Последним принципиально новым явлением в истории модернизма первой первой четверти XX века стал сюрреализм. Сюрреализм возник прежде всего как литературное движение. Первым произведением этого течения стала книга «Магнитные поля», написанная А.Брентоном и Ф.Супо. Появился новый журнал «Сюрреализм на службе революции», в котором утверждалось, что "процесс познания больше непригоден, интеллектуальность больше не идет в счет, единственно сон составляет че­ловеку все права на свободу". Для эстетики сюрреализма благодатной почвой оказалось учение 3.Фрейда, согласно которому бессоз­нательное - это глубинный фундамент психики, влияющий на реальную, сознательную жизнь человека. Бессознательное в искусстве и снови­дениях выступает с наибольшей непосредственностью, и именно в них открывается истинный путь познания сущности человека. Поэтому, сюрреалисты фиксируют в своих произведениях образы сновидений, бреда. Так, Г. Аполлинер применял этот метод в ряде своих стихов: фиксируя обрывки разговора, он создавал атмосферу и настроение от посещения ресторана или иных событий. Дань сюрреализму отдали и Поль Элюар, Луи Арагон, Андре Бретон, Гарсия Лорка. Фильм Бунюэля и Дали "Андалузский пес" стал настоящей программой сюрреализма в кино.

Наиболее известен в живописи сюрреализма С. Дали. Рисуя чу­довищные картины предчувствий будущего, предрекая апокалипсис, пугая страшными видениями. Дали вызывал обратную реакцию возвра­щая человеку человеческое. "Пылающий жираф", "Предчувствие гражданской войны", "Осенний каннибализм" - это предупреждения о поте­ре человеком человеческого.

Отдельного разговора заслуживает так называемая Парижская школа, объединившая различных художников не по единой живописной манере, а скорее по лирическому умонастроению эпохи. Сюда включают таких разных, но объединенных единой идеей щемящий человечности художников как Пикассо, Сутин, Модильяни, М. Шагал. Модильяни с его "готической" манерой портрета, в которых " человек – это мир, который стоит многих миров". Марк Шагал, в картинах которого сплав сказочности и реализма, примитивизма и гротеска. Доброта его картин, теплота красок, интерес к человеку с его мечтами и повседневными проблемами.

Возникшие во второй половине века многочисленные течения модернизма и постмодернизма такие как кинетическое искусство (самодвижущие экспонаты) - оп-арт (своеобразные оптические эффекты, зрелищные аттракционы, создавая зеркалами и линзами), структуралистическое искусство (конструкции из фабричных материалов), концептуальное искусство (выставки развешанных на стене разрозненных' текстов) - все основаны на понимании искусства как сугубо специфической сферы деятельности человека, изолированной от жизненных проблем.

Составной частью искусства XX века становится элемент абсурда. Возникает литература, кино, театр абсурда. Наиболее круп­ными представителями этого направления является С.Беккет, Э.Ионеско, Олби. Для театра абсурда характерно отрицание разумно постижимого сюжета, характеров, сценического действия, закономерно ведущего от завязки к развязке. Нo сквозь хаотические обломки разрушенной драмы проступает представление о трагикомической абсурдности всего мира, о не проходящей бессмысленности человеческого существования. Характерный для театра абсурдов принцип, согласно которому «нелепость», «алогичность» жизни объявляется всеобщим законом бытия.

Для культуры ХХ века характерны антитоталитарные тенденции. Тоталитаризм с разным идеологическим обоснованием охватил ряд стран Европы, поэтому, уже в 20-30 годах появляются антитоталитарные произведения, которые не публиковались в странах с тоталитарным режимом. Основоположником романа-антиутопии были А. Платов, Е. Замятин, Дж. Оруэлл. Эти авторы рассматривают тоталитаризм как социальную болезнь XX века, которая проявляет ceбя по-разному, но является oпасной для всего человечества. Это мо­жет быть сталинизм, идеология расового или национального превос­ходства, идеология технократии, мечтающей о всеобщей роботизации. В любом случае, это общество, убивающее свободную мысль и твор­чество.

Великий Ф. Кафка сумел в своих произведениях "Процесс", "Замок" показать общество, где отрицается индивидуальность людей и вещей, где индивидуальность лишь тяжелый груз, атавизм, пережиток прошлого.

ЛИТЕРАТУРА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: