Дружественные визитеры» и движение сеттльментов: основные направления деятельности

«Дружественные визитеры» и благотворительные общества.

Одно из направлений в истории социальной работы в США было тесным образом связано со сферой оказания материальной помощи. «Дружелюбные посетители» из организации благотворительности могут считаться первыми социальными работниками. Их деятельность сильно отличается от активности современных социальных работников, однако многое из деятельности добровольцев благотворительных обществ сохранилось и в ходе профессионализации социальной работы.

Визиты добровольцев с целью установления личных контактов с неимущими стали наиболее распространенной формой общения с бедняками в городах. В своем первом, ставшем затем ежегодном, докладе в 1818 г. Нью-Йоркское общество по борьбе с нищетой предложило организовать такие визиты следующим образом: «... разделить город на очень небольшие районы и выделить из числа членов общества двух-трех человек для каждого района, в чьи обязанности входило бы налаживание знакомства с его жителями, обследование семей неимущих, оказавшихся в трудном положении, помощь советом в их профессиональной деятельности, обучении детей, ведение домашнего хозяйства, оказание поддержки или предостережение в зависимости от обстоятельств».

Ассоциации по улучшению условий жизни неимущих были созданы в 40-х годах прошлого столетия в целях оказания материальной помощи бедным людям. Они сосредоточили свое внимание на выяснении условий, приводивших к нищете, а не на заверениях в том, что пожертвованные средства предоставляются достойным получателям. С 1877 по 1892 гг. в крупных городах США и Канады были созданы 92 благотворительные организации по типу Лондонского общества по оказанию благотворительной помощи и борьбе с попрошайничеством. Эти организации можно считать предшественниками современной системы изучения жизни неблагополучных семей и оказания им помощи. Они считали, что посещения заменяют дома призрения, так как во время посещений ведется изучение, регистрация, сотрудничество и координационная работа в целях определения того, что должна представлять собой необходимая поддержка. Для членов общества, наносящих дружеские визиты в бедные семьи, проводились конференции, где они встречались с другими работниками в целях изучения опыта работы и обмена идеями. Для них были подготовлены пособия с изложением основных правил поведения. Добрый совет, который должен был зажечь луч надежды, стал предпочтительным методом работы. Материальная помощь предоставлялась лишь в крайних случаях и в такой форме, чтобы не

обидеть, денег же бедным не давали. Предметы первой необходимости выдавались в небольших количествах лишь для удовлетворения самых насущных потребностей. Выдача пособий неимущим, живущим самостоятельно, а не в домах призрения, считалась пустой тратой средств, наносящей ущерб их нравственности. Лица, наносившие визиты (обычно женщины, принадлежавшие к состоятельным кругам), видели в своем клиенте не ровню себе. Они считали, что несчастное и скромное положение было результатом невежества или отсутствия присущих среднему классу ценностей и стиля жизни, прежде всего, умеренности, трудолюбия, бережливости, предусмотрительности, сдерживающих моральных начал.

В основе движения по созданию благотворительных организаций лежало убеждение в том, что оно даст средства, которые помогут спасти города от пороков нищенства и справиться с антагонизмами, вытекающими из социальных различий. При этом делался упор на религиозные ценности, на любовь к ближнему. Главная цель состояла в том, чтобы спасти «несчастных от греха нищеты». Благотворительные организации создавали службы по обеспечению работой, оказывали юридическую помощь и предоставляли услуги адвокатов. К концу столетия на смену «дружественным визитерам» в большинстве случаев пришли посещения оплачиваемых служащих. Нравственные приоритеты не создали основы для удовлетворительных отношений между добровольными помощниками из среднего класса и нуждающимися гражданами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: