double arrow

Развитие идей социальной помощи в трудах ученых стран Европы и Америки


Научно-теоретическое осмысление форм помощи нуждающимся с самого начала как бы «группировалось» по разным уровням практики социальной работы, в частности, на уровне индивида, группы и семьи, организации, общины и общества.

Особую роль в развитии теории социальной работы на Западе при исследовании практики социальной работы на уровне индивида оказали теории З. Фрейда, Б.Ф. Скиннера и Ж. Пиаже.

Скиннер Бурхус Фредерик (1904—1990) является представителем бихевиоризма. В работах «Поведение организмов» (1938), «Наука и человеческое поведение» (1953), «Вербальное поведение» (1957), «Куммулятивная запись» (1961), «Обстоятельства подкрепления» (1969), «О поведении» (1974) и др. он рассматривает проблемы, связанные с управлением поведения людей. Он считает, что важно учитывать такие три фактора, как, во-первых, событие, которое вызывает определенную реакцию человека; во-вторых, саму эту реакцию (ее характер, форму и т. п.); в-третьих, последствия.

Пиаже Жан (1896—1960) в своих ранних работах «Речь и мышление ребенка» (1926), «Детская концепция мира» (1929)

и др. основной упор делает на проблемы, связанные с социализацией ребенка, считая ее главным фактором интеллектуального развития индивида. В 20-е гг. взгляды Ж. Пиаже на социализацию близки представителям французской социологической школы (Э. Дюркгейму, Л. Леви-Брюлю и др.). На первых этапах развития практики социальной работы исследования Ж. Пиаже активно использовались социальными работниками.

Группа как специфический феномен также привлекает внимание специалистов из разных сфер социального знания. «Ключевыми» теориями в начале становления социальной работы как науки были теории Курта Левина, Джоржа Хоуманcа и Алвина Зандера.

Левин Курт (1890—1947) был одним из первых, кто начал специально исследовать малые группы [«Принципы топологической психологии» (1936), «Психология XV—XX столетия» (1946) и др.], являющиеся сферой интересов и тех социальных работников, которые понимали важность учета социально-психологических факторов при работе с клиентом.

Хоуманс Георг Каспар (1910—1989). Его работу «Человеческая группа» (1950) рассматривают как веху в социологическом подходе к группе, потому что в ней давалось рационалистическое объяснение многих предыдущих представлений о групповом влиянии. Социальные работники, изучавшие эту книгу, получили основание для выявления контактов клиента с группой как определенного уровня социальной работы.

Относительно недавно в социальной работе была признана важность организационного уровня как самостоятельного уровня ее практики. Рассмотрение управленческих аспектов как определенной специализации в структуре социальной работы было связано с необходимостью подготовки специалистов в области управления, менеджмента, организации социальных служб. Эти моменты в теории социальной работы и раньше, и сейчас опираются на науки об управлении. Большой вклад в развитие этих наук внесли М.П. Фоллетт, Ф. Селзник, В. Мертон, М. Залд, Е. Гоффман, Р. Кантер и др.

Социальные работники активно используют идеи Р. Мерто-на о том, что многие люди связывают свои интересы с общностью, в которой они проживают («Значение влияния: изучение

внешнего влияния и коммуникативного поведения в локальном сообществе», 1949).

Залд Майер (1931) в работе «Политическая экономия общественных организаций» (1973) рассматривал перспективы социальных наук в исследовании функций сотрудников социальных служб. Взгляды М. Залда помогают социальным работникам обращать внимание на такие вопросы: каков механизм получения социального статуса, каким образом происходит использование имеющихся ресурсов и т. п.

Гоффман Эрвин (1922—1982) в книге «Представление себя в повседневной жизни» (1959) высказывает идеи о том, что «все в мире играют», что мы все постоянно «представляем» себя другим, а они нам — себя. Ролевая теория, рассматриваемая в этой книге, вошла в лексикон социальных работников.

Наибольшую известность среди социальных работников получила книга Э. Гоффмана «Приют» (1961). В этой работе он изучает действенность «совокупных институтов» и высказывает идею о становлении движения «деинституализации» при оказании помощи слоям, у которых возникают различные проблемы.

Исследователи, занимающиеся изучением структуры власти, социальных законов, подчеркивают важность влияния на социальную работу, наряду с социологическими и психологическими теориями, политических наук.

Социальные работники, занятые в сфере социальной политики и общественных организаций, проявляют большой интерес к проблемам социального законодательства, разработке социальных программ и действенной помощи через различные социальные службы представителям разных социальных групп.

Особая роль в разработке этих проблем и их использовании в социальной работе принадлежит специалистам Чикагской школы. В Чикагском университете с 1900 г. осуществляется подготовка специалистов в области социальной работы и социологии. Объектом их научных исследований становятся бродяги (Н. Андерсон. Бродяги, 1923), трущобы (Х. Зонбах. Золотой берег и трущобы, 1929). Их исследования позволили соединить различные концепции, теории и формы «вмешательства» в жизнь представителей групп социального риска. В дальнейшем в течение длительного периода это способствовало развитию практики социальной работы в этой сфере.

В основе социетального уровня социальной работы лежит структурно-функциональный подход, который предполагает понимание общественной жизни в виде множества взаимодействий людей, их бесконечных переплетений. Для анализа этих взаимодействий недостаточно указать на систему, в которой они происходят. Важно найти еще и устойчивые элементы в самой системе, определить аспекты, случаи «относительно стабильного в абсолютно подвижном», что должно быть рассмотрено в качестве структуры. Операции, роли этой структуры обычно и характеризуются как функции.

Это обстоятельство тем более важно подчеркнуть, что структурно-функциональный подход в социологии опирался на концепции М. Вебера, Э. Дюркгейма, В. Парето, А. Маршалла, сыгравших в первой половине XX в. заметную роль в эволюции общественной мысли. Это было связано с их стремлением выявить элементы нового подхода, которые бы позволяли преодолеть утилитаристские и позитивистские интерпретации человеческого бытия в обществе.

Исследованием социальных изменений занимался К. Маркс. Марксистская социологическая теория опирается на известные положения об определяющей роли экономики, способа производства, экономического базиса в социальном прогрессе, в социальной дифференциации общества, на материалистическое понимание истории и характера самоорганизации общества. При этом движущей силой социально-исторического развития признается борьба классов, конфликт между которыми в силу различия их социально-экономического положения неизбежен, пока не будут взяты под контроль в интересах трудящихся стихийные силы конкуренции и эксплуатации, порождаемые частной собственностью на средства производства. Важнейшей целью справедливого преобразования общества в марксистской социальной философии и социологии признается построение общества без эксплуатации, где будет достигнута социальная однородность, возможность свободного всестороннего развития каждого человека.

Важную роль в развитии социальной работы во всем мире сыграли четыре женщины, представляющие два основных направления социальной работы: психосоциальную, или «клиническую», социальную работу, как ее называли раньше, и структурную социальную работу, или работу, ориентированную на социальное окружение клиента.

Джозефин Шо Лоуэлл (1843—1905) была членом благотворительной организации в Нью-Йорке. По своим взглядам она была социал-дарвинисткой. Она считала, что причины бедности кроются в самом характере бедных людей. В связи с этим Джозефин занималась исследованием характера бедных людей. Много сил она отдала административной работе, изучала положение женщин, принимала участие в женском движении, движении «сет-тельмента», которое она подробно описала.

Ричмонд Мери (1861—1928) с 1889 года занималась социальной работой в качестве помощника благотворительной организации в Балтиморе. В 1917 г. она публикует свою, ставшую впоследствии знаменитой, книгу «Социальные диагнозы». Ее часто называли «матерью социальной терапии», и разработанному ею методу социальной работы была суждена долгая жизнь.

Рейнолдс Берта (1883—1978) свою социальную работу начала в детском приюте в Бостоне, в котором было много цветных детей. Эта практика укрепила ее мнение, что менять необходимо не личность, а общество. Берта увлекалась марксизмом, подвергла сомнению существующую экономическую структуру общества. Она считала, что социальный работник — это своего рода инструмент для социального контроля и он должен сохранить статус-кво. Б. Рейнолдс занималась психоанализом профессионально и относилась к поколению социальных работников, получивших специальную социальную подготовку. В своей деятельности она пыталась объединить теорию и практику.

Адамс Джейн (1860—1935) скептически относилась к благотворительности. Джейн символизировала «новую современную женщину». Ее работа в рамках движения «сеттльмента» была высоко оценена, и в 1931 г. она получила Нобелевскую премию.


Сейчас читают про: