В Норвегии сегодня возможно встретить примеры социальных служб всех вышеперечисленных видов. Норвегию (с населением около 4 млн человек) часто определяют как государство всеобщего благополучия со смешанной экономикой, основанной на значительных доходах от производства бензина.
Организация общественного управления основана на трех уровнях: государственном, региональном, муниципальном.
На государственном уровне наиболее важным достижением в социальном обслуживании является Акт национального страхования (1966 г.), который управляется Министерством здоровья и социальных дел.
Система медицинского страхования финансируется налогами с работающих, работодателей, областей и муниципалитетов.
Большая часть деятельности региональных, областных советов — это ответственность за институты охраны здоровья, которые включают госпитали, ясли, учреждения для умственно отсталых и психически больных. Общее число мест в этих институтах 153 на 10 000 жителей.
На муниципальном уровне деятельность в области охраны здоровья и социальной работы регулируют некоторые акты. Каждый муниципалитет должен иметь социальные офисы, которыми люди могут пользоваться. Социальные офисы предоставляют широкий спектр услуг, основываясь на соответствующих законодательных актах.
|
|
Социальная защита по акту 1964 г. предусматривает предоставление социально-экономической помощи тем, у кого нет права на какие-либо выплаты, на пенсию по схеме национального страхования и кто не способен поддерживать свое существование. Экономическая помощь может быть оказана в виде пособия, ссуды или дотации, например, для проезда студентов на каникулах. Согласно акту информация, советы и денежная помощь — главные направления в работе. Основная задача социальной защиты детей — «дать детям (до 18 лет), которые живут в условиях, разрушающих их здоровье и развитие, необходимую помощь и защиту» и «требовать охраны хороших условий жизни для детей». Каждый муниципалитет имеет отдел по защите детей, который несет ответственность за выполнение соответствующих мер. Работа ведется на трех уровнях: основные профилактические меры, профилактические меры в семьях и защитные меры.
На профессиональном уровне службы здоровья и социальной защиты разделяются даже в том случае, если цели двух этих служб схожи. Муниципалитет ответственен в первую очередь за охрану здоровья населения, что находит свое выражение в организации медицинских центров, центров здоровья (профилактическая работа среди детей и вакцинация), общественного питания в школах, физиотерапии, надомной службы (для пожилых людей и людей с физическими недостатками) и яслей.
|
|
На муниципальном уровне есть также службы, которые еще не закреплены специальным законодательством. Многие из них достаточно новые. Они относятся к развивающимся методам социальной работы, хотя могут выглядеть и как экспериментальные. Среди них:
1. Центры добровольцев, в задачу которых входит налаживание связи между людьми, которые хотят помочь, и теми, кто нуждается в помощи.
2. Службы, работающие с конфликтующими сторонами, ведущие обсуждение условий гражданского контракта между преступником и пострадавшим. Например, преступник выполняет определенную работу для пострадавшего.
3. Молодежные клубы, которые организуют деятельность молодежи (от 10 до 16 лет) с целью предотвратить преступность и потребление наркотиков.
4. Приют для женщин: убежище и лечение для женщин, которые подвергаются насилию в семьях. Здесь они могут оставаться до изменения ситуации.
5. Центры для беженцев: временное убежище, включающее оказание социальной помощи и адаптацию к данной социальной системе.
6. Институты, приюты, частные дома, в которых осуществляется забота и уход за престарелыми и инвалидами. В настоящее время предпочтение отдается маломестным частным и общественным институтам.
Кроме того, в молодежной среде ведется непосредственная работа по месту жительства, на улице («полевая работа») с целью реабилитации лиц с девиантным поведением.