Сегодня наблюдаются попытки объединения всех данных концепций в единую теорию на основе холономных и синергичес-ких подходов.
В основе данных подходов лежит некий универсальный паттерн науки, который, согласно единым принципам и законам, достоверно отражает явления материального мира, мира человека и общества. Теория систем, теория процессов, принципы синергетики направлены на создание новой парадигмы науки, где нет картезианско-ньютоновского деления знания на естественно-научное и гуманитарное.
Р. Рамзей разрабатывает новые принципы для социальной работы на основе синергетической концепции Фуллера. Под синергией Фуллер подразумевал общий охват количественных и качественных связей, которые могут быть постигнуты в данной
системе. В основе его концепции лежит представление о том, что у природы существует одна наиболее экономичная система координат, минимальная структура, принципы которой и закономерности характерны для всех систем любого феноменологического ряда. Такой системой, по его мнению, является тетраэдр.
|
|
Основная идея для социальной работы представлена той же закономерностью, которая раскрывается в следующей логике и характерна для всех систем как мира природы, так и общества. Если знать поведение некоторых составляющих его частей, то возможно открыть наличие других частей и предсказать их поведение.
Данный методологический подход к воздействию и взаимодействию позволяет социальной работе отойти от ее основополагающих принципов «личность — среда» и «среда — личность» и выбрать в качестве нового рабочего подхода принцип «я и другие».
Согласно теории Фуллера такая установка позволяет сосредоточиваться не на одной связи или доминанте, поскольку это противоречит естественным объективным системам, а как минимум на шести, которые необходимо учитывать при построении концепций и системы объяснения и понимания феноменологического ряда.
Тетраэдр как система взаимосвязи социального работника и клиента становится в этом случае моделью описания процесса помощи. В этой связи социальная работа выступает в качестве промежуточного звена, позволяющего налаживать связи человека с миром, не отдавая предпочтения ни личности, ни среде, что наблюдалось раньше в теоретических подходах в социальной работе.
Поделиться…