Социальная работа за рубежом - Функциональная школа

Функциональная школа

Другой подход в развитии теории и практики социальной работы мы наблюдаем в направлении подготовки социальных работников в Пенсильванской школе социальных работников в 30-х годах, которое получило название «функциональная школа социальной работы». Это направление связано с интересом к социальной среде и процессу оказания помощи, но не как к лечебному процессу, а скорее как к услуге, оказываемой в рамках социальной службы. Основное влияние на развитие теоретических установок представителей функциональной школы оказали идеи австрийского психоаналитика Отто Ранка, а в последующем и Карла Р. Роджерса.

Функциональная школа взяла за основу представления О. Ранка о желании перемен у клиента, его способности к восприятию помощи, а также о начальных процессах и разделений в ходе лечения. В отличие от диагностической школы представители данной школы основное внимание уделяли не ранним детским впечатлениям клиента и постановке точного диагноза, а началу процесса изменений. В рамках этой школы была предложена оригинальная методика по организации аппарата помощи — предоставление и прием помощи.

Наиболее важным во взаимодействии социального работника и клиента является процесс как форма и средство изменения ситуации. Отсюда основная задача виделась в том, чтобы помощь была осознана и принята клиентом. В этом случае устанавливаются другие взаимоотношения между субъектами, они становятся партнерами и несут равную ответственность за изменение ситуации. Главное направление данной теории виделось в создании и развитии техник и методов помощи клиенту. Акцент при этом делается на таких понятиях, как структура и процесс, а также на построении правильного взаимоотношения социального работника и клиента. Из теории Джона Дьюи было заимствовано понятие «самоопределение» — право клиента решать за себя. Таким образом, происходит переход к современному пониманию сущности социальной работы и отказ от авторитарных и формальных отношений между социальным работником и клиентом, представительницей которых являлась М. Ричмонд.

Гуманистические подходы Маслоу и Хорни определили дальнейшее развитие функциональной школы социальной работы. Данная школа берет на вооружение теоретические конструкты о личности как системе, которая постоянно стремится к своему саморазвитию, позитивному росту.

Социальная работа за рубежом - 2.1.3. Современные теоретические концепции социальной работы за рубежом


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: