В процессе преподавания модуля «Диагностика дислалии» используются следующие методы:
¾ лекции;
¾ семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;
¾ тестирование;
¾ письменные и устные домашние задания;
¾ решение педагогических задач;
¾ кодирование научного текста;
¾ консультации;
¾ работа с электронным учебно-методическим комплексом.
Требования к результатам освоения модуля
В процессе освоения второго модуля «Диагностика дислалии» студенты должны приобрести следующие знания и навыки:
¾ знает методику обследования детей с дислалией;
¾ умеет фиксировать результаты обследования в соответствующих документах (протокол обследования и речевая карта);
¾ дает обоснованную характеристику направлениям работы с учетом выявленных нарушений речи.
Методы и средства оценивания уровня подготовки по модулю «Диагностика дислалии»
Текущая аттестация по модулю:
¾ работа на семинарах: участие в дискуссии, выступление с докладом;
¾ индивидуальные задания;
¾ работы с электронными УМК;
¾ самооценка.
Итоговая аттестация по модулю:
¾ тестирование;
¾ портфолио;
¾ коллоквиум - собеседование (зачет) с письменной фиксацией ответов студентов.
Темы модуля
Тема 1. Общие основы диагностики дислалии. (2 часа/зач.ед.)
Цель темы: познакомить студентов с организационными вопросами диагностики дислалии.
Задачи темы: изучить критерии и принципы диагностики, этапы планирования обследования.
Содержание темы (теоретический материал)
Значение диагностики речевого нарушения. Этапы диагностического обследования. Схема обследования детей с дислалией: разделы обследования и их характеристика. Данные о развитии речи в норме и патологии. Формулировка логопедического заключения. Дифференциальная диагностика дислалии от сходных с ней речевых нарушений.
Вопросы для самопроверки
1. Приведите примеры формулировки логопедического заключения при дислалии?
2. С какими речевыми нарушениями дислалия имеет сходство?
3. Дайте сравнительную характеристику моторной алалии и органической дислалии?
4. Каких две классификации речевых расстройств сочетаются при определении логопедического заключения?
5. Как воспитатель участвует в обследовании ребенка с дислалией?
6. Каково значение обследования звукопроизношения и фонематического восприятия для дальнейшей коррекционной работы?
7. Какое оборудование следует использовать для обследования фонематического восприятия?
8. Как можно зафиксировать результаты обследования звукопроизношения?