Цель темы: познакомить студентов с методикой обследования моторики (артикуляционной, мелкой) и приемами ее коррекции у детей с дислалией.
Задачи темы: изучить строение органов артикуляции и возможные пробы, предъявляемые для их обследования.
Содержание темы (теоретический материал)
Научно-теоретические положения, лежащие в основе диагностического обследования детей с анатомическими деформациями при дислалии. Изучение строения органов артикуляции. Обследование мимической, артикуляционной и мелкой моторки. Теоретические основы обработки результатов обследования моторики. Приемы коррекции нарушений артикуляционной и мимической моторики у детей со звукопроизносительными расстройствами и анатомическими дефектами артикуляционного аппарата (массаж, миогимнастика).
Лабораторный практикум
1. Составить таблицу «Изучение строения органов артикуляции».
Части артикуляционного аппарата | Приемы изучения | Параметры изучения |
Вопросы для самопроверки
|
|
1.Какие существуют приемы обследования артикуляционной моторики?
2. Назовите приемы обследования мимической моторики?
3. Какие параметры оцениваются при выполнении мимических и артикуляционных движений?
4. Какие зубные аномалии встречаются у детей и дислалией?
5. Перечислите аномалии прикуса?
6. Какие ученые занимались изучением моторики детей и ее связей с речевой деятельностью?
7. Каково значение диагностики аномалий зубочелюстной системы и ротовой полости?
Литература
1. Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. – М., Книголюб, 2005, с. 43, 96.
Модуль №3. Методика коррекционной работы при дислалии (38ч. (зач.ед.).
Цель модуля – познакомить студентов с методикой коррекционной работы при функциональной и механической дислалии: этапами, методами и формами работы.
Задачи модуля:
¾ изучить этапы коррекционной работы при дислалии (организация, методы, приемы);
¾ сформировать у слушателей представления о способах коррекции дефектов звукопроизношения;
¾ определить важность профилактических мероприятий по предолению возникновения дислалии;