Тема 2. Обследование звукопроизношения и фонематического восприятия. (2 часа/зач.ед.)

Цель темы: познакомить студентов с методикой обследования звукопроизношения и фонематического восприятия.

Задачи темы: изучить критерии и принципы диагностики, речевой и наглядный материал, необходимый для обследования.

Содержание темы (теоретический материал)

Принципы логопедического обследования. Организация обследования звукопроизношения и фонематического восприятия. Оборудование для обследования звукопроизношения и фонематического восприятия. Содержание звукопроизношения при изолированном произнесении, в словах, во фразах. Обследование фонематического восприятия с учетом сходности звуков по артикуляции или звучанию.

Лабораторный практикум

1. Решение педагогических ситуаций с целью постановки диагноза и формулировки логопедического заключения (по формам дислалии).

Педагогическая ситуация.

Ребенку 5.5 лет. Он обучается в старшей логопедической группе. В процессе промежуточного обследования у ребенка было выявлено недоразвитие фонематического слуха, что повлияло на нарушение звукопроизношения. Оно проявляется в неправильном произношении (искажении) звука [л]. Кроме этого, было выявлено нарушение в произношении шипящих звуков. Изолированно звук [ш] произносится правильно, но в слогах и особенно в словах отмечается замена [ш] на [с]. При этом отмечается боковое произношение.

Какая форма дислалии и вид нарушенного звукопроизношения наблюдается у ребенка? Как можно сформулировать логопедическое заключение? Составьте план работы к дальнейшему формированию звукопроизношения.

2. Обследовать одного ребенка с дислалией и заполнить протокол обследования звукопроизношения и фонематического восприятия.

Протокол обследования звукопроизношения

Фамилия, имя обследуемого -----------------------------------------

Дата обследования --------------------------------------------

Ф.И.О. проверяющего -----------------------------------------

Речевой материал для обследования звукопроизношения Речь обследуемого Примечания
Изолированное произношение    
Слоги    
Слова    
Фразы    

Итог:

Протокол обследования фонематических процессов

Фамилия, имя обследуемого -----------------------------------------

Дата обследования --------------------------------------------

Ф.И.О. проверяющего -----------------------------------------

Вид задания Примечания
   

Вопросы для самопроверки

9. Что такое диагностика?

10. Приведите примеры формулировки логопедического заключения при дислалии?

11. С какими речевыми нарушениями дислалия имеет сходство?

12. Дайте сравнительную характеристику моторной алалии и органической дислалии?

13. Каких две классификации речевых расстройств сочетаются при определении логопедического заключения?

14. Как воспитатель участвует в обследовании ребенка с дислалией?

15. Каково значение обследования звукопроизношения и фонематического восприятия для дальнейшей коррекционной работы?

16. Какое оборудование следует использовать для обследования фонематического восприятия?

17. Как можно зафиксировать результаты обследования звукопроизношения?

Литература

1. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2000. с.30.

2. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1980.

3. 2.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2000. с.30.

4. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.- М., 1989.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: