Цель темы: познакомить студентов с методикой обследования звукопроизношения и фонематического восприятия.
Задачи темы: изучить критерии и принципы диагностики, речевой и наглядный материал, необходимый для обследования.
Содержание темы (теоретический материал)
Принципы логопедического обследования. Организация обследования звукопроизношения и фонематического восприятия. Оборудование для обследования звукопроизношения и фонематического восприятия. Содержание звукопроизношения при изолированном произнесении, в словах, во фразах. Обследование фонематического восприятия с учетом сходности звуков по артикуляции или звучанию.
Лабораторный практикум
1. Решение педагогических ситуаций с целью постановки диагноза и формулировки логопедического заключения (по формам дислалии).
Педагогическая ситуация.
Ребенку 5.5 лет. Он обучается в старшей логопедической группе. В процессе промежуточного обследования у ребенка было выявлено недоразвитие фонематического слуха, что повлияло на нарушение звукопроизношения. Оно проявляется в неправильном произношении (искажении) звука [л]. Кроме этого, было выявлено нарушение в произношении шипящих звуков. Изолированно звук [ш] произносится правильно, но в слогах и особенно в словах отмечается замена [ш] на [с]. При этом отмечается боковое произношение.
|
|
Какая форма дислалии и вид нарушенного звукопроизношения наблюдается у ребенка? Как можно сформулировать логопедическое заключение? Составьте план работы к дальнейшему формированию звукопроизношения.
2. Обследовать одного ребенка с дислалией и заполнить протокол обследования звукопроизношения и фонематического восприятия.
Протокол обследования звукопроизношения
Фамилия, имя обследуемого -----------------------------------------
Дата обследования --------------------------------------------
Ф.И.О. проверяющего -----------------------------------------
Речевой материал для обследования звукопроизношения | Речь обследуемого | Примечания |
Изолированное произношение | ||
Слоги | ||
Слова | ||
Фразы |
Итог:
Протокол обследования фонематических процессов
Фамилия, имя обследуемого -----------------------------------------
Дата обследования --------------------------------------------
Ф.И.О. проверяющего -----------------------------------------
Вид задания | Примечания |
Вопросы для самопроверки
9. Что такое диагностика?
10. Приведите примеры формулировки логопедического заключения при дислалии?
11. С какими речевыми нарушениями дислалия имеет сходство?
12. Дайте сравнительную характеристику моторной алалии и органической дислалии?
13. Каких две классификации речевых расстройств сочетаются при определении логопедического заключения?
|
|
14. Как воспитатель участвует в обследовании ребенка с дислалией?
15. Каково значение обследования звукопроизношения и фонематического восприятия для дальнейшей коррекционной работы?
16. Какое оборудование следует использовать для обследования фонематического восприятия?
17. Как можно зафиксировать результаты обследования звукопроизношения?
Литература
1. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2000. с.30.
2. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1980.
3. 2.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2000. с.30.
4. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.- М., 1989.