Увещания к святости жизни (3,1-17)

Преподав наставления в христианской вере, Апостол преподает также и нравственные наставления и увещания к святости жизни как общие для всех, так и частичные. Апостол начертывает общее понятно о христианской жизни: христиане через крещение «воскресли со Христом», следовательно, и жизнь свою им следует направить к достижению того горнего жилища, где «Христос сидит одесную Бога» (3,1). «О горнем помышляйте, а не о земном» (3,2).

Христианин, умерши греху, имеет тайное, сверхчувственное, благодатное сокровище на небе со Христом в вечной, нетленной славе будущего века, которая откроется вместе с явлением Христа во Славе (3,3-4), Но чтобы стать обладателем этого сокровища, надо совлечься «ветхого человека», т.е. отложить все греховные движения: блуд, нечистоту, страсть, похоть и любостяжание, которое Апостол назвал «идолослужением» (3,5), служение идолу Маммоне. Это грехи плоти.

Затем Апостол призывает отложить «гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие» (3,3), т.е, такие грехи, которые коренятся в душевной природе человека. Пока они не будут покорены, невозможно облечься в нового человека, «который обновляется по образу Создавшего его» (3,10), т.е. по образу Божию. Все, что разделяет людей, должно быть уничтожено, ибо в благодатном Царстве Христовом, т.е. в Церкви, «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба свободного, но все и во всем Христос» (3,11). Здесь названы те национальные, религиозные и социальные категории людей, на которое делилось общество тогдашней римской империи. Между ними отрицалась всякая солидарность, высшие противополагались низшим, у низших отнимались элементарные человеческие права. Только во Христе достигается подлинное человеческое братство. Не отрицает ап. Павел также индивидуальные особенности людей или нации, ибо как в живом теле каждый орган исполняет свою функцию благодаря своей индивидуальности, так и в вселенском Церковном обществе все нации раскрывают свою неповторимость и красоту.

Апостол преподают также положительные заповеди, которые необходимо усвоить христианину, чтобы облечься в нового человека. Для этого надо облечься в добродетели, подобно облачению в светлые одежды крещаемого: «облекитесь, как избранные Божий, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно... как Христос простил вас, так и вы» (3,12-13).

Высший мотив к приобретению добродетелей, украшению себя ими это подражание Христу по любви к Нему, потому что Он первый возлюбил нас (3,13).

«Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (3,14),

Любовь есть первая и главная заповедь в христианстве и вернейший путь к высшему духовному совершенству, к Богоуподоблению (Мф. 5,48). Не случайно она названа Апостолом после всех добродетелей, так как совершенная любовь есть дар Божий, который в полноте дается как венец, или награда за добродетельную жизнь. Это самая красивая одежда души, которая надевается поверх всех, по которой и узнает мир о Христе (Ин.13,35). Необходимое условие совершенствования есть вселение «мира Божия» (3,15) в сердцах верующих, ибо без него невозможна ни молитва, ни иная какая добродетель.

Апостол указал также и средства возрастания в христианской жизни: изучение Слова Божия, взаимная молитва, песнопение, наставление друг другу и совершение добрых дел во славу Божию (3,16-17).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: